В.
И. Вольпин - О Сергее Есенине
СОДЕРЖАНИЕ
Я
стращать мертвецом вас не стану,
Но
должны да вы, должны понять...
Есенин
"Пугачев"
I
В
своих воспоминаниях о Сергее Есенине я хотел бы главным образом
остановиться на его кратком пребывании в Туркестане, которое
отразилось в его творчестве ("Пугачев") и вызвало к жизни
книгу стихов "Персидские мотивы".
Несмотря
на обилие персидских имен и географических наименований в "Персидских
мотивах", Есенин в Персии по разным причинам не был, хотя и
очень энергично туда собирался.
Материалом
для "Персидских мотивов" послужили впечатления от
путешествий в Туркестан и на Кавказ. Есенин мог писать, только
переживая, только осязая предметно свою тему.
II
Познакомился
я с Есениным в конце 1920 года. Я работал тогда в качестве
представителя от Туркцентропечати в Москве при главном управлении
Центропечати на Тверской. Имажинисты в то время почти монопольно,
несмотря на острый бумажный кризис, ухитрялись издавать свои тощие
книжки и часто бывали в Центропечати, экспедируя через ее аппарат
свои издания в провинцию.
Там
я впервые увидел Есенина, пришедшего туда по делу.
Наши
встречи стали почти ежедневными. Встречались мы в кафе поэтов
"Домино", в кафе имажинистов "Стойло Пегаса", на
вечерах в консерватории и в Политехническом музее, в книжной лавке на
Никитской, у него на квартире в Богословском пер. (рядом с театром б.
Корша) N 3, кв. 48, где жил он вместе с Мариенгофом. <...>
В
то время Есенин был бодр. Он казался вождем какой-то воинствующей
секты фанатиков, не желающих никому и ни в чем уступать. Особенно он
был настроен против футуристов, отрицая за ними всякие заслуги и
аттестуя их вождей весьма "крепкими" эпитетами.
Писал
он в ту пору много, но выступал все время с одними и теми же вещами,
главным образом с "Исповедью хулигана" и некоторыми стихами
из "Трерядницы". <...>
Помню,
однажды уже перед самым моим отъездом в Ташкент Есенин, как бы по
секрету, наклонясь над ухом, сообщил, что у него завтра будут блины,
и пригласил меня к себе в Богословский переулок.
Когда
я пришел, гости были уже в сборе. Помимо хозяев (Есенина и
Мариенгофа) были Г. Р. Колобов, какая-то нарядная женщина - кажется,
актриса - и не то родственник, не то земляк Есенина, приехавший из
деревни, человек уже пожилой, исправно евший и пивший, но упорно
молчавший.
Есенин
был в хорошем настроении. Я впервые видел его в роли хозяина, усердно
потчующего гостей, и внимательно присматривался к нему. Он был хорошо
и со вкусом одет, гладко выбрит, от него пахло духами.
Есенин
много ел, пил, в промежутках между едой курил, не забывал подгонять
гостей и много говорил, говорил... Рассказывал, что пишет "Пугачева",
что собирается поехать в киргизские степи и на Волгу, хочет проехать
по тому историческому пути, который проделал Пугачев, двигаясь на
Москву, а затем побывать в Туркестане, который, по его словам, давно
уже его к себе манит.
--
Там у меня друг большой живет, Шурка Ширяевец, которого я никогда не
видел, - говорил он оживленно.
После
обеда актриса пела песни, затем Есенин вместе с ней пел частушки,
читал стихи и рассказывал анекдоты, над которыми все много и долго
хохотали.
В
то посещение я увидел на столике в комнате Есенина несколько книг о
Пугачеве: очевидно, материалы к его трагедии. <...>
III
Вскоре
я уехал в Туркестан. Мы встретились с Есениным через три месяца в
Ташкенте.
Есенина
манил не "Ташкент - город хлебный", а Ташкент - столица
Туркестана. Поездку Есенина в Туркестан следует рассматривать как
путешествие на Восток, куда его очень давно, по его словам, тянуло.
<...>
Приехал
Есенин в Ташкент в начале мая, когда весна уже начала переходить в
лето. Приехал радостный, взволнованный, жадно на все глядел, как бы
впивая в себя и пышную туркестанскую природу, необычайно синее небо,
утренний вопль ишака, крик верблюда и весь тот необычный для
европейца вид туземного города с его узкими улочками и безглазыми
домами, с пестрой толпой и пряными запахами.
Он
приехал в праздник уразы, когда мусульмане до заката солнца постятся,
изнемогая от голода и жары, а с сумерек, когда солнце уйдет за горы,
нагромождают на стойках под навесами у лавок целые горы "дастархана"
для себя и для гостей: арбузы, дыни, виноград, персики, абрикосы,
гранаты, финики, рахат-лукум, изюм, фисташки, халва... Цветы в это
время одуряюще пахнут, а дикие туземные оркестры, в которых
преобладают трубы и барабаны, неистово гремят.
В
узких запутанных закоулках тысячи людей в пестрых, слепящих, ярких
тонов халатах разгуливают, толкаются и обжираются жирным пилавом,
сочным шашлыком, запивая зеленым ароматным кок-чаем из низеньких
пиал, переходящих от одного к другому.
Чайханы,
убранные пестрыми коврами и сюзане, залиты светом керосиновых ламп, а
улички, словно вынырнувшие из столетий, ибо такими они были века
назад, освещены тысячесвечными электрическими лампионами, свет
которых как бы усиливает пышность этого незабываемого зрелища. Толпа
разношерстная: здесь и местные узбеки, и приезжие таджики, и
чарджуйские туркмены в страшных высоких шапках, и преклонных лет
муллы в белоснежных чалмах, и смуглые юноши в золотых тюбетейках, и
приезжие из "русского города", и разносчики с мороженым,
мишалдой и прохладительными напитками. Все это неумолчно шевелится,
толкается, течет, теряя основные цвета и вновь находя их, чтобы через
секунду снова расколоться на тысячу оттенков.
И
в такую обстановку попал Есенин - молодой рязанец, попал из голодной
Москвы. Он сначала теряется, а затем начинает во все вглядываться,
чтобы запомнить.
Я
помню, мы пришли в старый город небольшой компанией, долго толкались
в толпе, а затем уселись на верхней террасе какого-то ош-хане.
Вровень с нами раскинулась пышная шапка высокого карагача - дерево,
которое Есенин видел впервые. Сверху зрелище было еще ослепительнее,
и мы долго не могли заставить Есенина приступить к еде.
В
петлице у Есенина была большая желтая роза, на которую он все время
бережно посматривал, боясь, очевидно, ее смять.
Когда
мы поздно возвращались в город на трамвае, помню то волнение, которым
он был в этот день пронизан. Говорил он много, горячо, а под конец
заговорил все-таки о березках, о своей рязанской глуши, как бы желая
подчеркнуть, что любовь к ним у него постоянна и неизменна.
IV
Литературная
колония в Ташкенте встретила Есенина очень тепло и, пожалуй, с
подчеркнутым уважением и предупредительностью как большого,
признанного поэта, как метра. И это при враждебном к нему отношении
как к вождю имажинизма - течению, которое было чуждо почти всей
пишущей братии Ташкента.
Особенно
часто и остро нападал на Есенина за его имажинизм Ширяевец, видевший
в имажинисте Есенине поэта, отколовшегося от их мужицкого стана.
Есенин долго и терпеливо объяснял своему другу основы имажинизма и
тогда же начал писать письмо Р. В. Иванову-Разумнику с изложением
этих основ, но так и не докончил его, оставив черновик письма
Ширяевцу на память *.
*
Письмо это опубликовано в журнале "Красная новь", N 2 за
1926 г.
С
Ширяевцем Есенин встречался чаще, чем с другими. Их связывала почти
шестилетняя заочная дружба, поддерживавшаяся редкими письмами, и
Есенин не мог с ним наговориться.
Он
позже, в Москве, уже после смерти Ширяевца, сильно подействовавшей на
него, вспоминал их первую личную встречу и говорил мне, что до
поездки в Ташкент он почти не ценил Ширяевца и только личное
знакомство и долгие беседы с ним открыли ему значение Ширяевца как
поэта и близкого ему по духу человека, несмотря на все кажущиеся
разногласия между ними.
Приехал
Есенин в Туркестан со своим другом Колобовым, ответственным
работником НКПС, в его вагоне, в котором они и жили во все время их
пребывания в Ташкенте и в котором затем уехали дальше - в Самарканд,
Бухару и Полторацк (бывш. Асхабад) 1.
Ташкентский
Союз поэтов предложил Есенину устроить его вечер. Он согласился, но
просил организовать его возможно скромнее, в более или менее интимной
обстановке. Мы наметили помещение Туркестанской публичной библиотеки.
Вечер
вскоре состоялся 2. Небольшая зала библиотеки была полна. Преобладала
молодежь. Лица у всех были напряженны.
Читал
Есенин с обычным своим мастерством. На аплодисменты он отвечал все
новыми и новыми стихами и умолк, совершенно обессиленный. Публика не
хотела расходиться, а в перерыве раскупила все книги Есенина,
выставленные Союзом для продажи. На все просьбы присутствовавших
прочитать хотя бы отрывки из "Пугачева", к тому времени
вчерне уже законченного, Есенин отвечал отказом.
Однако
он почти целиком прочитал свою трагедию через два дня у меня на
квартире. Долго тянулся обед, затем чай, и, только когда уже начало
темнеть, Есенин стал читать. Помнил он всю трагедию на память и
читал, видимо, с большим наслаждением для себя, еще не успев
привыкнуть К вещи, только что законченной.
Читал
он громко, и большой комнаты не хватало для его голоса. Я не знаю,
сколько длилось чтение, но знаю, что, сколько бы оно ни продолжалось,
мы, все присутствовавшие, не заметили бы времени. Вещь производила
огромное впечатление. Когда он, устав, кончил чтение, произнеся
заключительные строки трагедии, почувствовалось, что и сам поэт
переживает трагедию, может быть, не менее большую по масштабу, чем
его герой.
Боже
мой!
Неужели
пришла пора?
Неужель
под душой так же падаешь, как под ношей?
А
казалось... казалось еще вчера...
Дорогие
мои... дорогие... хор-рошие...
Он
кончил... И вдруг раздались оглушающие аплодисменты. Аплодировали не
мы, нам это в голову не пришло. Хлопки и крики неслись из-за открытых
окон (моя квартира была в первом этаже), под которыми собралось
несколько десятков человек, привлеченных громким голосом Есенина.
Эти
приветствия незримых слушателей растрогали Есенина. Он сконфузился и
заторопился уходить.
Через
несколько дней он уехал дальше в глубь Туркестана, завоевав еще один
город на своем пути.
21
марта 1926