H.
О. Александрова - Есенин в Ростове
СОДЕРЖАНИЕ
Солнечным
июльским днем 1920 года в книжную лавку ростовского Союза поэтов (она
помещалась на Садовой) вошел стройный светлокудрый человек. Он
приветливо улыбнулся, слегка прищуривая синие глаза. Лицо незнакомца,
милое своей простотой, сразу располагало к себе.
--
Сергей Есенин! - узнал пришельца кто-то из ростовских литераторов, и
его тотчас же окружили, засыпали вопросами 1.
Есенин
охотно отвечал: приехал из Москвы вместе с А. Б. Мариенгофом и Г. Р.
Колобовым. Цель приезда - пропаганда советской поэзии. Вот мандат за
подписью наркома А. В. Луначарского, вот афиши о предстоящем вечере
поэзии, которые надо побыстрее расклеить. В подборе помещения для
вечера просил помочь.
Прошло
немногим более полугода после освобождения Ростова от
белогвардейщины. Приезд к нам столичного поэта был свидетельством
крепнущих литературных связей с Москвой, становлением нового в
культурной жизни города.
В
ту пору много ростовских школьников увлекались поэзией, с нетерпением
ждали приезда В. В. Маяковского, стихи которого знали наизусть.
Но
Есенин - это тоже было здорово! А когда Сергей Александрович
рассказал, как вместе с друзьями-поэтами расписал стены Страстного
монастыря стихами, мы были совсем покорены.
Вечер
с участием С. Есенина состоялся вскоре в помещении кинотеатра
"Колизей" (в доме, где теперь кинотеатр "Буревестник").
Сергей Александрович попросил меня прийти пораньше, до начала вечера.
Я сидела рядом с ним и по его сжатым губам и напряженному взгляду
видела, как серьезно он готовился к выступлению, словно к состязанию,
из которого надо обязательно выйти победителем.
--
Ведь в зале, - сказал он, - могут оказаться и люди враждебные
молодой советской поэзии, всему новому. Таким надо дать бой.
Есенин
читал ярко, своеобразно. В его исполнении не было плохих стихов: его
сильный гибкий голос отлично передавал и гнев, и радость - все
оттенки человеческих чувств. Огромный, переполненный людьми зал
словно замер, покоренный обаянием есенинского таланта.
Бурей
аплодисментов были встречены "Исповедь хулигана", "Кобыльи
корабли", космическая концовка "Пантократора".
Лирическим
стихам
Я
покинул родимый дом,
Голубую
оставил Русь.
В
три звезды березняк над прудом
Теплит
матери старой грусть
аплодировали
так неуемно, что, казалось, Есенину никогда не уйти с эстрады.
Но
вот его сменил А. Мариенгоф, прочитавший новую поэму. Г. Колобов не
выступал, хотя в афише значился третьим участником вечера. Мы уже
знали, что Григорий Романович не поэт, а работник транспорта, в
служебном вагоне которого Есенин приехал в Ростов.
Назавтра,
встретив Есенина в книжной лавке поэтов, я сказала ему. что стихи его
очень хороши и нисколько не похожи на имажинистские. Он засмеялся и
защищать имажинизм не стал.
Почти
ежедневно в течение двух недель, проведенных в Ростове, Есенин бывал
в доме моего отца по Социалистической улице, N 50. Здесь, окруженный
поэтической молодежью, Сергей Александрович читал стихи, рассказывал
о своей юности, о своих первых встречах с С. Городецким и А. Блоком.
--
Очень люблю Блока, - говорил он, - у него глубокое чувство родины.
А это - главное, без этого нет поэзии.
Как-то
раз Есенин принес свою "ростовскую" фотографию, он снялся,
присев на цоколь решетки городского сада. Ярко светило солнце, и
глаза на фотографии получились сильно сощуренными.
Мы
побывали в гостях у С. А. Есенина. Он жил на вокзале в том самом
служебном вагоне, который доставил его в Ростов. И Колобов, и
Мариенгоф были "дома". Все они гостеприимно хозяйничали,
угощали нас абрикосами, поили сладким чаем. Ставить самовар пришлось
Есенину, была его очередь. Я удивилась, когда увидела, что Сергей
Александрович переоделся и вместо серого щегольского пиджака на нем
матросская белая блуза с голубым воротником. Мне объяснили: для того,
чтобы разжечь самовар, надо добыть полешек, а вокзальная
администрация охотнее сговаривается с моряками, чем с поэтами.
Из
Ростова Есенин уезжал в Баку. Накануне была устроена прощальная
встреча. Мы сдружились с московским гостем, жаль было, что он покидал
Ростов. По нашей просьбе Есенин без устали читал свои стихи. Прочел
полюбившееся нам, приветствующее революционную новь стихотворение,
где есть строки:
Разбуди
меня завтра рано,
Засвети
в нашей горнице свет.
Говорят,
что я скоро стану
Знаменитый
русский поэт.
Все
были взволнованны, все молчали... И вдруг Есенин по-озорному сказал:
--
А ведь есть продолжение!
И
прочел:
Расступаются
в небе тучи,
Петухи
льют с крыльев рассвет...
Давно
уже знаю, что я самый лучший,
Самый
первый в России поэт!
Эти
строки нигде не были напечатаны. Очевидно, экспромту-шутке Есенин не
придал никакого значения. Но для нас в нем прозвучала большая доля
правды. Посмеялись, пошутили, пожелали "лучшему поэту в России"
доброго пути!
Второй
приезд Есенина в Ростов в феврале 1922 года был очень коротким. Он
провел в нашем городе всего один день в ожидании вагона, который
должен был увезти его в Баку.
Настроение
у него было неважное, ощущалось, что обстановка, сложившаяся в его
личной жизни, тяготила его, что ему очень хотелось уехать куда-нибудь
из Москвы.
Есенину
не понравилась ростовская погода: подтаявший снег, туманный день.
Он
с гордостью рассказывал, как работал над драматической поэмой
"Пугачев", как много материалов и книг прочел он тогда.
Показал на ладонях рубцы:
--
Когда читаю "Пугачева", так сжимаю кулаки, что изранил
ладони до крови...
Есенин
прочел мне два отрывка из "Пугачева", прочел несколько
стихотворений, написанных после первого приезда в Ростов. Стихи были
великолепными, по-новому сильными. Особенно глубокое впечатление
произвело на меня стихотворение "Не жалею, не зову, не
плачу...". Я даже потеряла дар речи, ничего не смогла сказать.
Сергею
Александровичу было приятно мое искреннее восхищение. Он сказал:
--
А "Пугачев" - это уже эпос, но волнует, волнует меня
сильней всего...
"Пугачев",
бесспорно, одно из любимых творений Есенина, в которое он вложил всю
свою творческую страсть...
Вагона
не было, и намеченная Есениным поездка не состоялась.
<1965>