П.
А. Кузько - Есенин, каким я его знал
СОДЕРЖАНИЕ
В
1915 году в Екатеринодаре появилась новая газета либерального
направления - "Кубанская мысль". Редактором этой газеты
был брат известного поэта Сергея Городецкого - Борис Митрофанович
Городецкий.
Я
был знаком с Б. М. Городецким с 1908 года, когда он редактировал
журнал "На Кавказе", в котором я сотрудничал и был
секретарем редакции. И теперь он предложил мне работать в новой
газете.
Осенью
1915 года к Борису Митрофановичу ненадолго приехал погостить его брат
Сергей Городецкий.
Узнав,
что я работаю в "Кубанской мысли", Сергей Митрофанович дал
мне прочесть несколько стихотворений неизвестного мне поэта - Сергея
Есенина.
Меня
заинтересовал молодой поэт, и я написал статью в N 60 "Кубанской
мысли" от 29 ноября 1915 года "Поэты из народа". Она
оказалась одним из первых печатных откликов на стихи молодого поэта
1.
Когда
я писал статью о Есенине, я не мог предполагать, что судьба столкнет
меня с поэтом и что я буду с ним дружен.
В
том же номере газеты "Кубанская мысль" было помещено и
стихотворение Сергея Есенина "Плясунья", переданное в
редакцию С. Городецким. <...>
После
Великой Октябрьской революции я переехал в Петроград и работал в
Народном комиссариате продовольствия.
В
конце января 1918 года вновь назначенный нарком продовольствия А. Д.
Цюрупа поручил мне прикрепить к секретариату коллегии несколько
машинисток из числа тех, которые только что были набраны для
комиссариата.
Через
два-три дня ко мне подошла одна из новых машинисток, молодая
интересная женщина, и спросила:
--
Товарищ Кузько, не писали вы когда-нибудь в газете о поэте Сергее
Есенине?
Я
ответил, что действительно в 1915 году я написал о Есенине статью в
газете "Кубанская мысль".
Протягивая
мне руку и радостно улыбаясь, она сказала:
--
А я жена Есенина, Зинаида Николаевна.
В
тот же вечер я уже был на квартире у Есениных, которые жили где-то
неподалеку от комиссариата.
Сергей
Александрович встретил меня очень приветливо.
Был
он совсем молодым человеком, почти юношей. Блондинистые волосы лежали
на голове небрежными кудряшками, слегка ниспадая на лоб. Он был
строен и худощав.
Беседуя,
мы вспомнили с ним о моей статье в "Кубанской мысли" и о
его стихотворении "Плясунья". Вспомнили и о Сергее
Городецком.
Беседа
наша затянулась допоздна. Разговор шел главным образом о поэзии и
известных поэтах того времени. Деталей разговора я, конечно, не
помню. Когда я собрался уходить, Сергей Александрович встал из-за
стола, взял с книжной полки книжечку и, сделав на ней надпись,
протянул ее мне.
--
Это вам в подарок.
Книжечка
была "Исус-младенец". Обложка ее разрисована красками.
Отвернув обложку, я увидел надпись: "Петру Авдеевичу за теплые и
приветливые слова первых моих шагов. Сергей Есенин. 1918".
Мы
распрощались, выразив надежду, что будем часто встречаться.
Уже
в московский период наших встреч Сергей Александрович сделал мне
дарственные записи - на одном из первых двух сборников "Скифы"
и на книжках "Пугачев", "Голубень" и "Исповедь
хулигана". На сборнике "Скифы" Есенин сделал мне такую
дарственную надпись: "Милому Петру Авдеевичу Кузько на
безлихвенную память. С. Есенин. 1918, май. Москва" 2.
После
моего первого посещения Сергея Александровича началась наша дружба.
По
характеру своей работы в Комиссариате продовольствия я уже побывал
раза два или три в Смольном - в Совнаркоме, где мне посчастливилось
близко видеть и слышать великого Ленина. Я не мог не поделиться с
Сергеем Александровичем своей радостью.
Он
с большим интересом стал расспрашивать меня: как выглядит Ленин, как
говорит, как держится с людьми? Я ему рассказал о Ленине все, что сам
мог тогда подметить во время напряженных деловых заседаний 3.
В
конце февраля 1918 года мы были с Есениным на вечере в зале
Технологического института, на котором выступал А. А. Блок 4.
Блок
был восторженно встречен многочисленной аудиторией. Он читал любимые
публикой - "Незнакомку", "На железной дороге",
"Прошли года", "Соловьиный сад", "В
ресторане".
Во
время чтения Блок стоял, слегка прислонившись к колонне, с высоко
поднятой головой, в военном френче.
Читал
он спокойным голосом, выразительно, но без всяких выкриков отдельных
слов. Он был бледен и, по-видимому, утомлен. Сидевший рядом со мной в
одном из первых рядов Есенин любовно поглядывал на Блока, иногда
пытливо посматривал и на меня, желая узнать мое впечатление. Один раз
он не выдержал и шепнул мне на ухо:
--
Хорош Блок!
По
окончании концерта мы все вышли на улицу. Блока сопровождала большая
толпа почитателей его таланта. Мы с Есениным, держась вместе, не
упускали Блока из виду и понемногу к нему проталкивались. Когда мы
остались втроем, Есенин познакомил меня с Александром
Александровичем. Мы пошли провожать его домой.
Несмотря
на блестящий успех своего выступления, Блок был несколько мрачноват.
По
каким улицам мы шли, я сейчас не помню, я еще тогда мало знал
Петроград. Одно время шли по какой-то набережной, прошли по железному
мостику.
Когда
постепенно разговорились, Есенин сказал Блоку, что я член коллегии
Комиссариата продовольствия и литературный критик, написавший о нем
статью в далеком Екатеринодаре, "где живет брат Городецкого", - пояснил Сергей Александрович. Поговорив немного о заградительных
отрядах Наркомпрода и о продовольственном положении Петрограда, мы
коснулись и вопроса об. отношении интеллигенции к революции. Блок
оживился. Это было время, когда он написал свою знаменитую поэму
"Двенадцать". Все его мысли в это время были сосредоточены
на вопросе об отношении интеллигенции к революции. Вопрос этот был
тогда очень злободневным, тревожащим всех. Блок только что (в январе
1918 года) опубликовал на эту тему свою известную статью
"Интеллигенция и революция".
В
ней он призывал интеллигенцию обратиться лицом к революции. Я читал
эту статью и хорошо ее помнил. Блок, весь насыщенный этой сложной
проблемой, во время разговора подчеркивал, что в шуме, который он
вокруг себя слышит, звучит новая музыка. Он также говорил о мире и
братстве народов как о знаке, под которым проходит русская
революция...
Проводив
Блока, мы с Есениным отправились по домам, делясь по дороге своими
впечатлениями о поэте.
Эти
три месяца, проведенные в Петрограде, останутся в моей памяти
навсегда.
В
начале марта 1918 года Советское правительство переехало в Москву.
К
этому времени наши отношения с Есениным стали настолько дружескими,
что он, узнав о моем отъезде 8 марта в Москву, сам предложил мне две
рекомендательные записки к своим московским друзьям-писателям. Я не
могу удержаться, чтобы не процитировать эти письма, которые
характеризуют Есенина как заботливого и внимательного к людям
человека. Одна из этих записок была адресована Белому:
"Дорогой
Борис Николаевич!
Направляю
к Вам жаждущего услышать Вас человека Петра Авдеевича Кузько.
Примите
и обогрейте его.
Любящий
Вас
Сергей
Есенин".
Другая
записка была написана к поэтессе Л. Столице:
"Дорогая
Любовь Никитична!
Верный
Вам в своих дружеских чувствах и всегда вспоминающий Вас, посылаю к
Вам своего хорошего знакомого Петра Авдеевича Кузько.
Примите
его и обогрейте Вашим приветом. Ему ничего не нужно, кроме лишь
знакомства с Вами, и поэтому я был бы рад, если бы он нашел к себе
отклик в Вас.
Человек
он содержательный в себе, немного пишет, а общение с Вами кой в чем
(чисто духовном) избавило бы его от одиночества, в которое он
заброшен по судьбе России.
Любящий
Вас
Сергей
Есенин".
Вместе
с секретариатом Наркомпрода выехала в Москву и Зинаида Николаевна
Есенина, а Сергей Александрович задержался в Петрограде на несколько
дней 5.
В
Москве служащие Наркомпрода разместились в нескольких гостиницах по
Тверской улице. Нарком, члены коллегии и несколько ответственных
работников поместились в гостинице "Красный флот" (бывш.
"Лоскутная"), что находилась в снесенном теперь квартале на
Манежной площади. Зинаида Николаевна поселилась тоже в одной из
гостиниц на Тверской.
В
Москве весны еще не чувствовалось. Снег окончательно не сошел с
тротуаров, в гостиницах было сыро и неуютно.
Довольно
часто Есенин приходил к нам вместе с женой, мои дети привыкли к нему
и называли "дядя Сережа"...
Когда
Есенин заходил ко мне в "Лоскутную", он говорил:
--
Петр Авдеевич, а я написал новое стихотворение. Прочитать?
Я,
конечно, выражал желание прослушать новое стихотворение и, усевшись
за стол, клал перед собой чистый лист бумаги и карандаш.
Обычно
записанные мною стихотворения * я передавал на машинку у себя в
канцелярии Зинаиде Николаевне.
*
Так происходило и с поэмами Есенина "Пантократор",
"Сельский часослов" и др. Одна из таких поэм - "Инония",
записанная моей рукой, сейчас находится в Центральном архиве
литературы и искусства, о чем говорится в примечании к "Инонии"
во втором томе пятитомного собрания сочинений Есенина.
Когда
Есенин прочитал у меня в "Лоскутной" "Инонию",
она произвела на меня очень сильное впечатление.
Нужно
сказать, что о поэзии мы в то время разговаривали очень мало, а если
и говорили, то только о стихотворениях Есенина.
Темой
наших разговоров в это время были Октябрьская революция, ее значение
и, конечно, Ленин.
Мне
выпало большое счастье слышать выступления Ленина не только на
заседаниях Совнаркома, но и на съездах партии, где решались очень
важные вопросы.
Я
говорил Есенину, что выступления Ленина незабываемы, что они поражают
изумительной глубиной мысли и необыкновенной силой логики. Я
рассказывал также Есенину о необычайной скромности Ленина и его
простоте в отношениях с людьми и в своей личной жизни. И здесь, как и
в Петрограде, Есенин с повышенным интересом расспрашивал меня о моих
впечатлениях о Ленине.
Одной
из постоянных тем нашего разговора была также продовольственная
политика Наркомпрода, и Есенин часто спорил со мною, защищая
мешочничество и ругая заградительные отряды. Есенин не всегда понимал
жесткую продовольственную политику большевиков, его очень тревожило
положение страны - голод, разруха.
Как-то
во время одной из наших бесед (это было летом 1918 года) я рассказал
Есенину о том, какую огромную организаторскую работу по снабжению
населения продуктами первой необходимости выполняет А. Д. Цюрупа и
его коллегия и как скромно живут нарком и его помощники. Народный
комиссар продовольствия А. Д. Цюрупа обедал вместе со своими
сослуживцами в наркомпродовской столовой (бывш. ресторан Мартьяныча в
том же здании в Торговых рядах), причем частенько без хлеба.
Есенин
попросил познакомить его с Цюрупой. Будучи секретарем коллегии, я
легко устроил эту встречу.
Цюрупа
был внимателен и приветлив с Есениным. Во время короткого разговора
Цюрупа сказал, что он рад познакомиться с поэтом, что он о нем слышал
и читал некоторые его стихотворения, которые ему понравились. При
прощании Александр Дмитриевич просил передать привет Зинаиде
Николаевне, которая в это время уже не работала в комиссариате.
Сергей Александрович был очень доволен этим свиданием.
По
характеру своей работы мне приходилось бывать в кабинете у
Председателя ВЦИК Я. М. Свердлова, который иногда беседовал со мной о
положении продовольственного дела на местах и о крестьянстве. Однажды
мы заговорили и о Есенине. Я рассказал Якову Михайловичу о своем
знакомстве с поэтом. Оказалось, что Свердлов знал о Есенине и ценил
его талант, хотя ему не нравилось есенинское преклонение перед
патриархальной Русью.
Те
два рекомендательных письма, которые дал мне в Петрограде Есенин на
имя А. Белого и Л. Столицы, я все как-то не удосуживался использовать - некогда было. Месяца через три после приезда в Москву в Доме
союзов состоялся литературный вечер, на котором выступал и Андрей
Белый. Есенин познакомил меня с ним.
В
Москве у Есенина появилось много новых друзей, в числе которых были
Мариенгоф, Шершеневич, Колобов.
Есенин
и Мариенгоф открыли книжный магазин на Никитской улице, который
назывался магазином "Артели художественного слова".
Когда
я заходил в магазин, я всегда заставал Есенина за чтением книг. Меня
интересовало, что он читает. Оказалось, это были почти всегда книги
древнерусской литературы, как, например, "Слово о полку
Игореве", "Послание Даниила Заточника" и др. Есенин
говорил мне, что чтение таких книг обогащает его творчество.
(Вспомним его книгу "Ключи Марии".)
В
феврале 1919 года я был откомандирован в распоряжение украинского
Наркомпрода в Киев, где пробыл до августа.
По
возвращении в Москву меня направили в войска внутренней охраны
республики.
Летом
1920 года меня, по просьбе наркома Луначарского, как бывшего
журналиста откомандировали в распоряжение Наркомпроса, где я стал
ученым секретарем Литературного отдела.
Теперь
наши встречи с Есениным в основном продолжались в ЛИТО.
В
ЛИТО происходили литературные "пятницы". На этих вечерах
помимо пролетарских и крестьянских писателей выступали артисты
Художественного театра, в том числе Качалов, Орленев, Тарасова,
Шевченко, а также такие режиссеры, как Таиров, Мейерхольд, Берсенев.
Заходил к нам и художник Якулов, автор проекта памятника в Баку 26
комиссарам, и многие другие.
Когда
публика узнавала, что в очередную "пятницу" будет выступать
Владимир Маяковский или Сергей Есенин, зал набивался до отказа.
Помню,
в первом номере журнала "Художественное слово" (1920 г.),
выходившем под редакцией Брюсова, появилась небольшая рецензия
Валерия Яковлевича о "Голубени" 6. Брюсов очень хорошо
отозвался о "Голубени", указав и на некоторые ее
недостатки. Я показал эту рецензию Есенину, он был очень обрадован.
У
меня сохранилась запись от 31 января 1926 года одной из моих бесед с
Мейерхольдом о Есенине.
Тогда
Всеволод Эмильевич был уже женат на Зинаиде Николаевне Райх (бывшей
жене Есенина). Я заходил к Мейерхольдам несколько раз. С
Мейерхольдами жили и дети Есенина.
В
одно из посещений Мейерхольда мы разговорились о Сергее
Александровиче. Я попросил Всеволода Эмильевича высказать свое мнение
о Есенине и его творчестве (Всеволод Эмильевич знал его еще в
Петербурге) 7. Он сказал мне следующее:
"Путь
Есенина не был прямым, ровным. Он был изгибным и излучным.
Но
у Есенина был еще путь подгорья и были высокие взлеты и глубокие
падения. Он жил - и его творчество временами сливалось с жизнью, и
это трудно отделить.
Он
рос и формировался под сильным влиянием среды, иногда ей целиком
поддаваясь, иногда с нею борясь. Тут могли быть и глубокие
трагические моменты.
У
Есенина была борьба с петербургским влиянием Мережковских, городецких
и с религиозным уклоном Клюева. Затем острое изображение в
определенных заостренных тонах богемной грязи и тины. Ему всегда
приходилось вести борьбу с вредными влияниями.
И
лиризм - оттого, что жизнь и поэзия временами в нем нераздельно
сливались.
Есенин
читал мне "Пугачева", и я почувствовал какую-то близость
"Пугачева" с пушкинскими краткодраматическими
произведениями. Есенин читал мне пьесу как бы в конкурсном порядке,
когда предлагались и другие произведения к постановке. Он читал, так
сказать, внутренне собравшись 8.
В
этом чтении, визгливо-песенном и залихватски удалом, он выражал весь
песенный склад русской песни, доведенной до бесшабашного своего
удальского выявления. Песенный лад Есенина связан непосредственно с
пляской - он любил песню и гармонику. А песня подобно мистерии, - явление народное.
Ни
Качалов, ни Книппер совсем не умеют читать Есенина".
В
последний раз я видел Есенина на Тверской. Это было почти накануне
его отъезда в Ленинград...
Разговор
наш как-то не клеился. Мы перекинулись обычными в таких случаях
фразами и разошлись...
1963--1964