M.В. Бабенчиков - Сергей Есенин
СОДЕРЖАНИЕ
В
молодые годы я часто бывал у одного из моих петербургских приятелей
Кости Ляндау. Как большинство тогдашней молодежи, Ляндау бредил
поэзией и даже пробовал помещать стихи в журналах. Поэта из него не
вышло, но это был весьма начитанный для своего возраста человек с
хорошим вкусом, и в его небольшой комнате на набережной Фонтанки у
Аничкова моста чуть не каждый вечер собирались страстные поклонники
поэзии.
Отец
Ляндау, или, как его шутливо величали Костины сверстники, "старый
Юлиан", был не то биржевиком, не то коммерсантом. Обладая
солидными средствами, он ни в чем не стеснял своего сына и, бывали
случаи, поддерживал материально его поэтических друзей.
У
Ляндау-младшего, жившего отдельно от родителей, в холостяцкой
обстановке, было собрание редких книг, главным образом, произведений
русских и иностранных поэтов. Комната Ляндау помещалась в нижнем
этаже типично петербургского дома, из окон которого виднелся мощный
ансамбль Екатерининского института и силуэт вздыбленных клодтовских
коней. Старинная обстановка: мебель, полки с книгами и гравюры на
стенах - делали ее похожей на интерьер первой половины прошлого
века, а вечерние сборища, происходившие в ней, - на собрания пылких
"архивных юношей" пушкинской поры. В "кружке Ляндау"
до хрипоты спорили о поэзии и не раз раздавался густой голос Осипа
Мандельштама, читавшего свои стихи.
Здесь
же впервые я услышал и незнакомое мне до тех пор имя Сергея Есенина,
а затем встретился с начавшим входить в моду "крестьянским",
как его тогда называли, поэтом.
О
Есенине в тогдашних литературных салонах говорили как о чуде. И
обычно этот рассказ сводился к тому, что нежданно-негаданно, точно в
сказке, в Петербурге появился кудрявый деревенский паренек, в
нагольном тулупе и дедовских валенках, оказавшийся сверхталантливым
поэтом. Прибавлялось, что стихи Есенина уже читал сам Александр Блок
и что они ему понравились. Рассказ этот я слышал в различных
вариантах, но всегда в одном и том же строго выдержанном стиле. Так,
о Есенине никто не говорил, что он приехал, хотя железные дороги
действовали исправно, Есенин пешком пришел из рязанской деревни в
Петербург, как ходили в старину на богомолье. Подобная версия
казалась гораздо интереснее, а, главное, больше устраивала всех.
Есенин, так или иначе, но попал в Петербург в 1915 году и был
совершенно осязаем, а не бесплотен, как его пытались изображать
столичные снобы.
Он
сидел рядом со мной у Кости Ляндау и довольно прозаически пил чай,
старательно дуя на блюдечко, как это делали где-нибудь на окраине
завсегдатаи извозчичьих чайных. Белесо-желтые, точно выгоревшие на
деревенском солнцепеке, подстриженные в кружок кудрявые волосы и
застенчивая улыбка, изредка появлявшаяся на его нежно-розовом лице,
делали Есенина похожим на мальчугана, хотя он уже и вышел из
отроческого возраста. Вообще, цвет - первое, что бросилось мне в
глаза при взгляде на молодого Есенина. Говорил он при посторонних
мало, с большими паузами, почти совсем не прибегая к жестикуляции. И
лишь время от времени, как бы для пущей важности, тихо покашливал в
кулак. А когда слушал, неожиданно вскидывал на собеседника такие же
мелкие, как и остальные черты есенинского лица, василькового цвета
глаза. "Приказчик, певец из народного хора, полотер. А может
быть, трактирный половой", - мелькнуло в моей голове при
взгляде на нового знакомца. Но это внешнее впечатление быстро
исчезло, стоило мне узнать Есенина ближе.
Происходило
это в самые первые дни появления Есенина в Петербурге, и очень многое
из того, что он видел вокруг, было для него новым и необычным. Отсюда
возникали его смущение и любопытный взгляд исподтишка, с каким он,
стараясь быть незамеченным, рассматривал незнакомые ему лица. Отсюда
же проистекала постоянная настороженность молодого Есенина и та
пытливая жадность, с которой он прозревал новизну. Быть может, даже
там, где ее и не было. Он творил ее.
--
Алеша Ка-га-ма-зов, - как-то презрительно бросил, пристально
разглядывая Есенина, один ныне покойный эстет.
С
Алешей у Есенина было действительно нечто общее. Как Алеша, он был
розов, застенчив, малоречив, но в нем не было ни тени "достоевщины",
в бездну которой Есенина в те годы усиленно толкали Мережковские.
Не
прошло и нескольких недель с момента нашего знакомства с Есениным,
как он уже был со мной "на ты". Чувствовалось, что ему
легче говорить так, да и наши с ним отношения приняли по-настоящему
дружеский характер. Есенин стал иногда заходить ко мне. Чаще же мы
встречались с ним на людях или бродили вдвоем по городу.
Петербург
в такие минуты владел всеми нашими помыслами. Акварельные фасады
лимонно-желтых и нежно-фисташковых зданий, отражающиеся в темной
глади Невы, каналы, тенистые сады, ажурный взлет мостов и казавшаяся
гигантской фигура Медного всадника, простершего свою длань над
городом, будили в нас поэтические чувства. Помню, раз после одной из
таких длинных прогулок стеклянным петербургским вечером мы
остановились с Есениным на набережной Невы. Он вспоминал родную Оку,
что-то говорил о своем будущем, и нам было отрадно думать, что
когда-то здесь, быть может, стоял и Пушкин. Петербург, Пушкин,
пушкинская эпоха были в центре художественных интересов тогдашней
литературной молодежи. К ним присоединялось увлечение петербургскими
повестями Гоголя, ранним Достоевским и Аполлоном Григорьевым.
Есенин
много лет спустя, вспоминая годы нашей общей молодости, часто называл
те же самые имена. Что касается Гоголя, то в зрелый период творческой
жизни поэта его любовь к автору "Мертвых душ" еще больше
окрепла. "Вот мой единственный учитель", - сказал мне
Есенин в двадцатых годах, ласково поглаживая стопку книг любимого
писателя.
В
период наших ранних встреч с Есениным прошлое во всех его видах
интересовало горсточку рафинированных столичных поэтов больше, чем
настоящее. Оно казалось им заманчивее окружающей действительности. И
главное, не пугало грозными предвестиями неизбежных перемен. Это
сказывалось не только в тогдашней поэзии, среди представителей
которой вращался Есенин, но и в других областях жизни. Ставились
спектакли, до мелочей воспроизводившие античные и средневековые
постановки, писались романы на исторические темы, устраивались
выставки старинных портретов, фарфора, мебели и гравюр. В стиле
прошлых веков были обставлены особняки и квартиры меценатствующей
буржуазии, модных артистов, писателей и художников. Подражание
прошлому сказывалось даже во внешнем виде: костюме, прическе,
придававших реальному облику людей XX века маскарадное обличье.
Вскоре
же после того как Есенин приехал в Петербург, он подпал под влияние
окружавшей его художественной среды. И я помню, как удивился, впервые
встретив его наряженным в какой-то сверхфантастический костюм. Есенин
сам ощущал нарочитую "экзотику" своего вида и, желая скрыть
свое смущение от меня, задиристо кинул:
--
Что, не похож я на мужика?
Мне
было трудно удержаться от смеха, а он хохотал еще пуще меня, с
мальчишеским любопытством разглядывая себя в зеркале. С завитыми в
кольца кудряшками золотистых волос, в голубой шелковой рубахе с
серебряным поясом, в бархатных навыпуск штанах и высоких сафьяновых
сапожках, он и впрямь выглядел засахаренным пряничным херувимом.
Что
только ни делали с Есениным в те годы услужливые "друзья",
чтобы затянуть его в свой лагерь, но для многих, в том числе и для
меня, он как был, так и оставался прежним Сергунькой. Несмотря на всю
откровенность, с какой Есенин говорил о себе, некоторая сторона его
жизни долго оставалась для меня неизвестной. Я почти ничего не знал о
его пребывании перед тем в Москве, и большинство рассказов Есенина
сводилось к детским годам, проведенным в родной рязанской деревне.
Вспоминая со мной о своем деревенском прошлом, молодой Есенин
радостно и весело раскрывал себя. И самые слова, произносимые им по
этому поводу, были тоже какими-то особенными, солнечными,
лучезарными, не похожими на обычные будничные слова. А голос чистым и
звонким.
--
Весенний! Есенин! - невольно как-то вырвалось у меня при взгляде на
его сияющее улыбчивое лицо.
И
он тотчас же на лету подхватил мою шутку.
--
Весенний! Есенин! Ловко ты это придумал, хотя и не сам, сознайся, а
Лев Толстой. Есть у него в "Войне и мире" что-то вроде 1.
Люблю и боюсь я этого старика. А отчего, не знаю. Даже во сне вижу.
Махонький такой, мохнатенький, вроде лесовика. Идет, палкой суковатой
постукивает. И вдруг как заорет: "Серега! Зачем дом бросил!"
Слова
Есенина вспыхивают и тотчас же гаснут, как зарницы, и сам он, через
минуту уже забыв, о чем только что говорил, по-детски фыркнув,
спрашивает меня:
--
Хочешь, спляшу? Или, думаешь, не умею? Вот гармонь. Деньги получил и
купил.
Я
пытаюсь что-то рассказать ему, но вижу, что Есенин не слушает меня.
Мысли его витают где-то далеко-далеко.
--
Сережа! - пробую я вывести его из оцепенения. Есенин сперва ничего
не отвечает, а затем раздраженно бурчит:
--
Сережа! Сережа! Сам знаю, что Сережа. Или не видишь - плакать
хочется. (Это было тогда его любимым словцом.)
В
такие минуты с есенинского лица вмиг исчезала "улыбка радостного
счастья", глаза темнели и сам он как-то весь съеживался в комок.
Вскоре
вслед за появлением Есенина в Петербурге за ним всюду по пятам стал
ходить поэт Николай Клюев. Среднего роста, плечистый человек, с густо
напомаженной головой, сладкой, витиеватой речью и елейным
обхождением, он казался насквозь пропахнувшим лампадным маслом.
Одевался Клюев в темного цвета поддевку и носил поскрипывавшие на
ходу сапоги бутылками. Хотя в обществе Клюев держался важно и даже
степенно, что-то хищное время от времени проглядывало в нем. Клюев
всячески пытался скрыть эту сторону своей натуры, то улыбочкой, то
ласковым взглядом заметая следы своего истинного отношения к людям. И
надо сказать, что это часто удавалось ему. На Есенина он произвел
неотразимое впечатление. И его влияние на молодого поэта вскоре
приобрело характер власти.
Близость
к Есенину льстила Клюеву, так как юный поэт к этому времени стал
одной из заметных фигур в литературном мире. Его баловали, приглашали
нарасхват в самые модные великосветские салоны, и бывать с ним
повсюду вместе, - значило оказаться на виду. В свою очередь, на
Есенина произвели сильное впечатление поэтическая настроенность и
стихотворные образы Клюева, близкие его собственным настроениям в
юные годы.
Были,
кроме Клюева, у Есенина и другие друзья, чаще всего его сверстники.
Клюев же и годами превосходил их, и писательским опытом обладал в
большей степени.
Близко
дружил Есенин с Володей Чернявским, а через него и с небольшой
группой лиц в той или иной степени причастных к искусству. Сам
Чернявский был студентом-филологом, но основными увлечениями его
являлись поэзия и театр. Через нашего общего приятеля, племянника В.
Ф. Комиссаржевской, Антона Врангеля Чернявский познакомился с
актерской средой театра на Офицерской, числился в ряду страстных
обожателей Веры Федоровны и не расставался с ее портретом в роли
метерлинковской сестры Беатрисы. Кроме Комиссаржевской его кумиром
была Рашель. Чернявский хорошо знал классический репертуар,
декламировал Корнеля и Расина, а в области поэзии, помимо того что
сам пописывал стишки, боготворил, как и все мы, Александра Блока.
У
Чернявского и у меня, как у более старших по возрасту, намечалась и
другая линия интересов. Чернявский, а одно время и я, имели
касательство к Народному дому Паниной, где передовой группой актеров
во главе с П. Гайдебуровым и Н. Ф. Скарской (сестрой Комиссаржевской)
ставились для рабочей аудитории пьесы северных драматургов. Я уже не
первый год писал в "Современнике", а затем в "Новой
студии" и читал лекции на частных женских архитектурных курсах,
что, естественно, еще больше расширяло мой кругозор.
Театр
был основной стихией не одного только Чернявского, а многих из наших
общих с Есениным друзей. Вдохновителем их был В. Э. Мейерхольд,
обладавший исключительной способностью привлекать к себе молодежь. В
его кружок входили мои близкие товарищи студенты-филологи, сын
известного философа Сергей Радлов, В. Соловьев, Б. Алперс и более
старшие по возрасту, но примыкавшие к молодым, Б. Мосолов и актер с
довольно солидным стажем В. Лачинов. У Мейерхольда я впервые
встретился с А. Грипичем, братьями Бонди, К. Кузьминым-Караваевым и
еще целым рядом лиц, позднее вошедших в состав мейерхольдовской
студии на Бородинской улице, а затем и в число сотрудников
издававшегося Всеволодом Эмильевичем театрального журнальчика "Любовь
к трем апельсинам". Все это, и деятельность студии, и издание
журнала, проходило под знаком нашего общего увлечения волшебным
сказочником и музыкантом Теодором Гофманом и Карло Гоцци. Мейерхольд
очень тонко и умело подогревал эту нашу молодую страсть, отклик на
которую мы в то время находили в поэзии Кузмина, драмах Ауслендера,
живописи Судейкина и Сапунова.
Сейчас
мне было бы трудно сказать, в какой степени Есенин был ввергнут в
общий поток наших художественных увлечений. Но, конечно, он не мог
избежать их, ежедневно присутствуя при наших спорах, читая и слушая
чтение стихов, просиживая ночи в "Бродячей собаке" 2.
Театр, поэзия, музыка полностью поглощали нас в те годы. <...>
Есенина
главным образом, конечно, интересовал кружок поэтов, но, повторяю, он
не мог не соприкасаться, как и все мы, с остальными только что
перечисленными лицами, часть которых - Чернявский, С. Радлов, К.
Ляндау, М. Струве, Рюрик Ивнев писали стихи. У поэтов была своя
жизнь, но и в их среде господствовали интересы, общие для всей
тогдашней художественной молодежи - привитое с легкой руки Кузмина
элегическое любование прошлым, романтические порывы и наивная вера в
игрушечность и сказочность, якобы свойственные окружающему миру. Это
отражалось не только на нашем чтении, но и на наружности некоторых из
нас, подражавших в своем костюме и прическе прославленным денди
прошлого века. Подобный уайльдизм вполне уживался с модным тогда
религиозно-философским увлечением, так же, как и все остальное,
имевшим характер своеобразной и довольно жуткой игры и маскарада.
<...>
В
"Бродячей собаке", где мы часто бывали с Есениным и где
было всегда шумно, но не всегда весело, кроме уже перечисленных лиц,
встречалось великое множество самых разнообразных людей, начиная с
великосветских снобов и кончая маститыми литераторами и актерами.
Кажется, только один Блок не жаловал это артистическое логовище, не
вынося царившего в нем богемного духа. Зато "Собаку" почти
ежедневно посещали поэты-царскоселы во главе с Гумилевым и Ахматовой,
"Жоржики", как называли тогда двух неразлучных аяксов
сюсюкающих Георгия Иванова и Георгия Адамовича, и целая свора
представителей "обойной" поэзии, получившей такую злую
кличку после того, когда сборник стихов этой группы вышел
напечатанным на обойной бумаге. В "Собаке" играли, пели,
сочиняли шуточные экспромты, танцевали, рисовали шаржи друг на друга
самые знаменитые артисты и художники. И если бы только сохранился
архив этого своеобразного учреждения, многое из того, что кажется
необъяснимым сегодня в русской художественной жизни начала нашего
века, получило бы ясность и правильное истолкование.
Здесь,
в "Бродячей собаке", культивировавшей вопреки всему
направлению тогдашней эпохи "веселой легкости безумное житье",
было можно встретить неизменно сидящего за одним и тем же столиком
саженного Маяковского, похожего на фарфоровую статуэтку или
игрушечного барабанщика Судейкина, Евреинова, Мейерхольда, Карсавину.
Здесь играл совсем юный Прокофьев, и, лениво перебирая клавиши,
напевал вполголоса свои песенки жеманно улыбавшийся Кузмин.
Встречались здесь и такие монстры, как способный молодой поэт
Шилейко, выглядевший весьма ветхим сгорбленным стариком. Тогда еще
студент университета, он обнаружил в хранилищах Эрмитажа два письма
вавилонского царя Хаммурапи и получил справедливое признание как
ученый-востоковед. <...>
Здесь,
в подвале, я много раз слышал Маяковского, Игоря Северянина, Есенина,
читавших впервые свои новые стихи. Именно утром, после бурно
проведенной в спорах ночи, а не вечером, когда этому чтению могли
помешать "провизоры" - так называли почему-то в "Собаке"
приглашенных со стороны гостей, всю ту денежную публику, которая
косвенно субсидировала это предприятие.
Вскоре
появился сборник стихов Есенина "Радуница". О нем много
писали. И мне отрадно сейчас вспоминать, что я знал его в самые
счастливые дни его золотой юности. В это время Есенин часто выступал
с чтением своих стихов.
Читал
их он с каким-то самозабвенным упоением, мерно покачиваясь всем своим
гибким телом. И в середине чтения, точно боясь, что упадет, судорожно
сжимал обеими руками спинку стула. В самом финале он отпускал ее. И
кончал читать, не держась ни за что. как бы оторвавшись от земли и
пребывая в свободном полете. Это впечатление плавного парения
усугублялось тем, что манере есенинского чтения была присуща некая
волнообразность ритмического колебания вверх и вниз, неотразимо
действовавшая на слушателей.
Когда
Есенин читал, глядя на него, мне всегда казалось почти невероятным,
что где-то глубоко-глубоко внутри этого щуплого с виду паренька с
лукаво бегающими глазками и типичной повадкой деревенского жителя
струится неиссякаемый родник кристально чистой поэзии. В самом
характере есенинского чтения была особая, свойственная ему певучесть.
И конец каждого произнесенного им слова, прежде чем замереть,
вздрагивал, как звук туго натянутой струны.
Разбуди
меня завтра рано,
О
моя терпеливая мать!
Я
пойду за дорожным курганом
Дорогого
гостя встречать.
Есенин
читал, как пел. Легко и свободно, чуть оттеняя иногда отдельные
слова. Так, слово "мать" он произнес иначе, чем остальные,
легкой, едва заметной паузой выделив его среди других и сообщив ему
каким-то едва заметным придыханием особую мягкую ласковую окраску. Но
что больше всего покоряло в есенинском чтении, так это слитность
музыки стиха с живой образностью. Нечто подобное тому, что можно
встретить только в устной народной поэзии, где звучность и красота
слова никогда не заслоняют внутреннего глубокого содержания.
Кончил
читать Есенин как-то сразу, внезапно оборвав на полуслове. Будто
вздохнул и затих. Странно, но мне показалось в эту минуту, что в
комнате стало темно, до такой степени звуковое впечатление от его
чтения неразрывно слилось в моем представлении с чем-то светлым,
зримым и сияющим. Все сидели словно завороженные. И только один он
продолжал стоять, смущенно улыбаясь, точно не сознавая того, что
произошло. Затем устало опустился на стул, налил дрожащей от волнения
рукой стакан вина и, одним взмахом опрокинув его, по-хозяйски утер
широким рукавом губы.
В
первую мировую войну Есенина не сразу взяли на военную службу. А
когда дошла его очередь, он устроился вместе с нашим общим приятелем
художником П. С. Наумовым и рядом других знакомых лиц в санитарную
часть в Царском Селе. Вскоре после этого мы встретились с Есениным на
улице, и он, сняв фуражку с коротко остриженной головы, ткнул пальцем
в кокарду и весело сказал:
--
Видишь, забрили? Думаешь, пропал? Не тут-то было.
Глаза
его лукаво подмигивали, и сам он напоминал школяра, тайком убежавшего
от старших.
В
двадцатых годах я увиделся с Есениным уже в Москве, куда мы оба
переехали из Петербурга, и, признаюсь, не сразу узнал его.
Беспокойный, шумный, глава имажинизма, он внешне походил теперь на
молодого купчика. Глядел чуть свысока. Говорил важным тоном и
неожиданно придирался к мелочам, открыто идя на ссору. В коридорах
издательств и столовке на Арбате Есенин появлялся в сопровождении
целой своры досужих прихлебателей и на мой вопрос: "Зачем они
тебе?" - неопределенно ответил: "А я знаю?"
Жил
я тогда недалеко от Госиздата, и Есенин, как-то раз направляясь туда,
зашел ко мне. Меховая шуба его была лихо распахнута, открывая одетый
под ней щегольской костюм кофейного цвета и яркую шелковую сорочку.
Из-под ставшей уже знаменитой в литературной среде бобровой шапки
весело улыбалось порозовевшее на морозе лицо. Да и весь он казался
свежим и помолодевшим. Я сказал ему об этом. Мои слова его
обрадовали, но он тут же их резко опротестовал:
--
Шалишь. Прошла молодость. Сам вижу... Вот скоро тридцать... А (через
паузу) успокоиться никак не могу.
Затем
наша беседа перешла на воспоминания о первых днях его петербургской
жизни, и меня поразило, как Есенин помнил многие подробности, уже
совершенно выветрившиеся из моей памяти. В тоне голоса, с которым
Есенин вспоминал о прошлом, и в его беспокойных движениях
чувствовалась затаенная тревога. Ее не могли скрыть ни его внешне
благополучный вид, ни мои попытки несколько сгладить возникшее
настроение. Какая-то неотступная мысль сверлила есенинский мозг уже в
то время, заставляя его постоянно возвращаться к одной и той же теме.
--
Деревня, деревня, - как бы думая про себя, спрашивал он. - Деревня - жизнь. А город?..
И
его мысль тут же повисала в воздухе. Он не развивал ее, а отделывался
общими словами:
--
Тяжел мне этот разговор. Давит он меня.
Еще
до рассказанной встречи с Есениным я неоднократно слышал о его частых
кутежах и нашумевшем романе с Дункан. Но прошло некоторое время,
прежде чем мне удалось самому навестить его и проверить воочию
доходившие до меня слухи. Жил Есенин тогда в особняке на Пречистенке,
20, принадлежавшем когда-то балерине Балашовой. Поднявшись по широкой
мраморной лестнице и отворив массивную дверь, я очутился в просторном
холодном вестибюле. Есенин вышел ко мне, кутаясь в какой-то пестрый
халат. Меня поразило его болезненно-испитое лицо, припухшие веки
глаз, хриплый голос, которым он спросил:
--
Чудно? - И тут же прибавил: - Пойдем, я тебя еще не так удивлю.
Сказав
это, Есенин ввел меня в комнату, огромную, как зал. Посередине ее
стоял письменный стол, а на нем среди книг, рукописей и портретов
Дункан высилась деревянная голова самого Есенина, работы Коненкова.
Рядом со столом помещалась покрытая ковром тахта. Все это было в
полном беспорядке, точно после какого-то разгрома.
Есенин,
видя мое невольное замешательство, еще больше возликовал:
--
Садись, видишь как живу - по-царски! А там, - он указал на дверь, - Дункан. Прихорашивается. Скоро выйдет.
Проговорил
он все это скороговоркой, будто сыпал горох, и потом начал
обстоятельно рассказывать, как выступал в модном кабаре и как его
восторженно принимала публика.
Вошла
Дункан. Я ее видел раньше очень давно и только издали, на эстраде, во
время ее гастролей в Петербурге. Сейчас передо мной стояла довольно
уже пожилая женщина, пытавшаяся, увы, без особенного успеха, все еще
выглядеть молодой. Одета она была во что-то прозрачное,
переливавшееся, как и халат Есенина, всеми цветами радуги и при
малейшем движении обнажавшее ее вялое и от возраста дряблое тело,
почему-то напомнившее мне мясистость склизкой медузы. Глаза Айседоры,
круглые, как у куклы, были сильно подведены, а лицо ярко раскрашено,
и вся она выглядела такой же искусственной и нелепой, как нелепа была
и крикливо обставленная комната, скорее походившая на номер
гостиницы, чем на жилище поэта.
По-русски
Дункан знала всего несколько слов: "красный карандаш",
"синий карандаш", "яблоко" и "Луначарский",
которые произносила, как ребенок, забавно коверкая и заменяя одну
букву другой. Поэтому и разговор наш, начатый таким образом, велся
ощупью, пока мы не догадались наконец перейти на французский язык.
Дункан говорила вяло, лениво цедя слова, о совершенно различных
вещах. О том, что какой это ужас, что она пятнадцать минут не
целовала Есенина, что ей нравится Москва, но она не любит снег, что
один русский артист обещал ей подарить настоящие petit traineau * и
еще что-то, все в том же кокетливо-наивном тоне стареющей актрисы.
Говоря, она полулежала на широкой тахте, усталая, разморенная
заботами прошедшего дня и, как мне показалось, чем-то расстроенная.
*
маленькие сани (фр.).
Есенин
тоже был не в духе. Он сидел в кресле, медленно тянул вино из
высокого бокала и упорно молчал, не то с усмешкой, не то с
раздражением слушая болтовню Айседоры. Раздались шаги, и появилась
приемная дочь Дункан, Ирма. Айседора познакомила меня с ней и
предложила пройти рядом в зал послушать игру известного пианиста и
посмотреть на ее маленьких учеников.
В
аляповато украшенном пышной лепкой зале сидело человек двадцать
детей, отражавшихся в зеркалах, вставленных в стены. Дети шумели, и
потребовалось немало усилий со стороны воспитательниц, чтобы унять
их. Пианист сыграл один из этюдов Скрябина, и Айседора через
переводчика спросила детей, в чем содержание музыкальной пьесы. Дети
хором ответили: "Драка!" Дункан их ответ очень понравился,
так как темой этюда была борьба, и она, улыбнувшись обольстительной
улыбкой дивы, сказала мне: "Я хочу, чтобы детские руки могли
коснуться звезд и обнять мир..." Слова Дункан показались мне
заученной фразой, тем более что только что перед тем я оказался
случайным свидетелем ее весьма прозаического разговора со своим
администратором.
Есенина
в это время в комнате не было, он так и не заходил туда. И Айседора,
объясняя его отсутствие, сказала, что Есенин не любит музыки. Меня
удивило это неожиданное замечание, и я невольно спросил Дункан, знает
ли она, что Есенин крупный поэт, стихи которого полны музыки. Она
ответила коротко и полувопросительно: "Да?" - тут же
прибавив, что сама не может жить вне звучащей атмосферы. И
действительно, просидев с ней часть вечера, я имел случай убедиться,
что стоило только беседе замолкнуть, как она тотчас же заводила
граммофон или пробовала напевать что-то.
Когда
пианист ушел, а Дункан, попрощавшись, вышла в свою комнату, мы
остались с Есениным наедине. Так как от окна сильно дуло, нам
пришлось перейти ближе к кирпичной времянке, устроившись прямо на
ковре. Есенин, сидя на корточках, рассеянно шевелил с трудом
догоравшие головни, а затем, угрюмо упершись невидящими глазами в
одну точку, тихо начал:
--
Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы
понять... Конец всему.
Говорил
Есенин и о Клюеве, причем, слушая его, я убедился, что, несмотря на
прошедшие годы, отношения их нисколько не изменились. Клюева Есенин
всегда выделял из числа близких лиц, а раз, помнится, даже сказал,
что это единственный человек, которого он по-настоящему прочно и
долго любил и любит. В этот вечер Есенину неудержимо хотелось
говорить. И он говорил мне, как, наверное, говорил бы всякому
другому. В доме уже все спали, и только легкое потрескивание дров
нарушало ночную тишину. Я слушал рассказ Есенина, боясь проронить
хотя бы одно слово. И передо мной сквозь сумрак комнаты плыла
бесконечная вереница манящих, упрекающих образов его деда, бабки,
товарищей детских игр.
Передать
в точности есенинскую речь невозможно. Мне она почему-то напомнила
деревянный шар, пущенный детской рукой вниз по каменной лестнице. Шар
брошен. Что-то будет? Розовое лицо ребенка улыбается, предвкушая
забаву. Дальше испуг... Может быть, даже слезы... Ток... Ток... Шар
прыгает все ниже и ниже со ступеньки на ступеньку. Его нельзя
остановить ничем. Его неудержимо влечет к черному квадрату земли. А в
ушах раздается все то же токанье сухого дерева о камень.
Внезапно
вспыхнувшее пламя осветило угол письменного стола и стоявшую на нем
неоконченную коненковскую голову Есенина. Мгновение, и из грубого
обрубка векового дерева, из морщин его коры на меня взглянуло лицо
прежнего Сережи. И, не в силах удержаться, я взглянул на него самого.
Передо мной находились даже не братья, а два смутно похожих друг на
друга чужих человека. Первый был ожившая материя, и на его губах
играла улыбка пробуждающейся жизни. Судорога прикрывала улыбку
второго. Огонь времянки вспыхнул снова, чтобы, дымясь, погаснуть
совсем. По стенам поползли длинные черные тени. Скоро не стало и их.
Разговор прервался. Есенин встал и, обхватив голову обеими руками,
точно желая выжать из нее мучившие его мысли, сказал каким-то чужим,
непохожим на свой голосом:
--
Шумит как в мельнице, сам не пойму. Пьян, что ли? Или так просто...
Затем,
видя, что я собираюсь уходить, и боясь, что кто-то может его
услышать, тихо прошептал:
--
Хочешь, провожу? Только скорее. А то еще, чего доброго, Айседора
проснется. Ты ее, брат, не знаешь!
Вообще
с Дункан, как я имел возможность не раз убедиться, он бывал резок.
Говорил о ней в раздраженном тоне, зло, колюче: "Пристала.
Липнет, как патока". И вдруг тут же, неожиданно, наперекор
сказанному вставлял: "А знаешь, она баба добрая. Чудная только
какая-то. Не пойму ее".
На
улице кружил снег. Идти было трудно, и мы барахтались среди снежных
бугров. Есенин несколько раз останавливался, пытаясь зажечь спичку,
и, наконец закурив, поднял меховой воротник своего модного пальто.
Так мы дошли до самого Пречистенского бульвара. И только на углу,
когда наступило время прощаться, он будто невзначай сказал мне:
--
Скоро в Америку уезжаю. Баста. Или не слыхал?
Я
шутливо спросил его:
--
Навсегда?
Он
безнадежно махнул рукой и попробовал через силу Улыбнуться:
--
Разве я где могу...
В
голосе его прозвучали искренние и больные нотки. Постояв с минуту,
Есенин порывисто обнял меня. И удалился легкой юношеской походкой,
едва касаясь земли и, по-видимому, окончательно освежившись на
вольном воздухе.
Весь
этот период (1922 год) Есенин часто жаловался мне на физическое
недомогание - болезнь почек - и угнетенное состояние, вызванное
ощущением какой-то пустоты и одиночества. Прежние друзья его уже
больше не удовлетворяли, а об имажинистах он прямо так и говорил, что
у него нет и никогда не было ничего общего с ними. Новых друзей
Есенин так и не приобрел. Поэтому все чаще и чаще он обращался к
воспоминаниям о своей молодости, тревожно спрашивая меня: "А я
очень изменился?" Или же с отчаянным азартом и, как казалось,
подчеркнутой акцентировкой принимался читать одни и те же строки из
своего "Пугачева":
Юность,
юность!
Как
майская ночь,
Отзвенела
ты...
Может
быть, по тем же причинам Есенин тогда увлекался Гоголем и, показывая
мне купленное им собрание сочинений любимого писателя, заметил: "Вот
теперь это мой единственный учитель".
Мы
никогда не разговаривали с Есениным о Западе, и я не знаю, что вынес
он из своей поездки за границу, но не могу не вспомнить, как на мое
замечание, что ему не мешало бы основательно изучить какой-либо
иностранный язык, он ответил:
--
Не знаю и не хочу знать - боюсь запачкать чужим свой, родной.
Родину
он любил сыновней любовью, восторженно и болезненно воспринимая все,
что касалось ее.
В
последние встречи мои с Есениным он выглядел необыкновенно
приподнятым и возбужденным. Таким он запомнился мне на пушкинских
торжествах, когда, прочтя свое стихотворное обращение к великому
поэту, стоял у самого подножия пушкинского памятника. Возбуждение еще
не покинуло его. Глаза лихорадочно блестели. Улыбнувшись мне своей
прежней сияющей есенинской улыбкой, он сказал: "Камни души
скинаю". С некоторых пор это выражение сделалось условным на
нашем с ним языке. Стоял тихий весенний вечер. На площади Страстного
монастыря продавали цветы.
<1955>