H.H. Ливкин - в "Млечном пути"
СОДЕРЖАНИЕ
Впервые
я встретился с Есениным в 1915 году в редакции московского журнала
"Млечный Путь". Это был ежемесячный журнал, где охотно
печатали молодых. Больше всего там было стихов. Отнес туда три своих
стихотворения и я, тогда студент Московского университета. Стихи были
напечатаны, и я был включен в список постоянных сотрудников.
Редактором
и издателем "Млечного Пути", первый номер которого вышел в
январе 1914 года, был Алексей Михайлович Чернышев. Самоучка, не
получивший в школьные годы даже начального образования, он рано начал
писать стихи. Самостоятельно занимаясь своим образованием, он вступил
в кружок "Писатели из народа", а затем стал выпускать свой
журнал, вкладывая в него бескорыстно порядочные средства и все свое
свободное время.
В
1915 году в литературном отделе журнала сотрудничали: И.
Бурмистров-Поволжский, Спиридон Дрожжин, Николай Колоколов, Иван
Коробов, Надежда Павлович, Дм. Семеновский, Евгений Сокол, Игорь
Северянин, П. Терский, Илья Толстой, Федор Шкулев. Еще в 1914 году с
рассказом "На вахте" в журнале выступил А. С.
Новиков-Прибой, в 1915 году Н. Ляшко опубликовал в "Млечном
Пути" свои короткие рассказы "Казнь", "На
дороге", "Степь и горы". Свое доброе слово журнал
сказал о молодом Маяковском.
В
начале 1915 года в "Млечном Пути" появляется стихотворение
Есенина "Кручина" 1, а затем - "Выткался на озере
алый свет зари".
Молодежь,
группировавшаяся вокруг журнала, весьма охотно посещала литературные
"субботы" "Млечного Пути". Они проходили обычно
живо и интересно.
За
столом писатели, поэты, художники, скульпторы, артисты. Все, кто
хотел, могли прийти на эти "субботы", и всех ждал радушный
прием. Читали стихи и рассказы, обменивались мнениями, спорили,
беседовали о новых книгах, журналах, картинах.
На
одной из "суббот" меня познакомили с очень симпатичным,
простым и застенчивым, золотоволосым, в синей косоворотке пареньком.
--
Есенин, - сказали мне.
Я
уже читал его стихи, напечатанные в "Млечном Пути", и они
мне понравились.
В
этот вечер Есенин принес новые стихи. Читал тихо, просто, задушевно.
Кончив читать, он выжидающе посматривал. Все молчали.
--
Это будет большой, настоящий поэт! - воскликнул я. - Больше всех
нас, здесь присутствующих.
Есенин
благодарно взглянул на меня.
Однажды,
поздно вечером, мы шли втроем - я, поэт Николай Колоколов и Есенин - после очередной "субботы". Есенин возбужденно говорил:
--
Нет! Здесь в Москве ничего не добьешься. Надо ехать в Петроград. Ну
что! Все письма со стихами возвращают. Ничего не печатают. Нет, надо
самому... Под лежачий камень вода не течет. Славу надо брать за рога.
Мы
шли из Садовников, где помещалась редакция, по Пятницкой.
Остановились у типографии Сытина. В 1913--1914 годах Есенин работал
здесь помощником корректора. Говорил один Сергей:
--
Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня поймет...
Мы
расстались. А на следующий день он уехал. И все вышло так, как он
говорил. Славу он завоевал... Блок, а затем Городецкий оценили его
стихи с первой встречи, помогли "встать на ноги". Уже в
апреле 1915 года стихи Есенина появились в столичных журналах. За
первыми публикациями последовали другие, а затем и отдельный сборник
"Радуница".
Мне
трудно вспомнить сейчас, при каких обстоятельствах однажды в моих
руках оказался "Новый журнал для всех", издаваемый в
Петрограде, где было стихотворение Есенина "Кручина", до
этого напечатанное в "Млечном Пути".
Должен
заметить, что в те годы я относился к "Новому журналу для всех"
особенно ревностно. Еще в 1910 году, когда я, ученик реального
училища далекого провинциального городка Уральска, напечатал в
местной газете свои первые стихи, мне выписали "Новый журнал для
всех". Я читал его запоем. Он очень много дал мне для общего
развития и литературной учебы. Я мечтал, чтобы мои стихи напечатали в
этом журнале. Как-то я набрался смелости и послал их. Ответ пришел
скоро. В нем был подробный отзыв о моих стихах и указаны недостатки.
Шло время. Я приехал в Москву, поступил в университет, стал
печататься в журналах и альманахах "Сполохи", "Огни",
"Млечный Путь", "Жизнь для всех", "Ежемесячный
журнал" и в других. Но по-прежнему не оставлял я свою мечту о
"Новом журнале для всех", продолжая посылать туда свои
стихи. Увы! Безрезультатно! Когда я увидел в этом журнале стихи
Есенина, уже знакомые мне по "Млечному Пути", я сгоряча, ни
о чем толком не подумав, заклеил в конверт несколько своих и чужих
стихотворений, напечатанных в "Млечном Пути", и послал их в
редакцию "Нового журнала для всех". При этом я написал, что
это, очевидно, не помешает вторично опубликовать их в "Новом
журнале для всех", так как напечатанные в нем недавно стихи
Есенина тоже были первоначально опубликованы в "Млечном Пути".
К сожалению, в тот момент я думал только о том, чтобы мои стихи
попали наконец в дорогой моему сердцу журнал. И совсем упустил из
виду, что вся эта история может подвести Есенина. В то время вторично
печатать уже опубликованные стихи считалось неэтичным.
И
действительно, мое письмо поставило Есенина в несколько стесненное
положение перед редакцией "Нового журнала для всех", он был
мной незаслуженно обижен.
Можно
было бы не вспоминать об этом прискорбном для меня случае, если бы не
одно важное обстоятельство.
Я
уже забыл о злополучном своем письме, проводил летние каникулы в
родном Уральске. Вдруг получаю письмо от редактора "Млечного
Пути" А. М. Чернышева, поразившее меня, как гром. В это время,
при активном содействии Чернышева, готовилась к изданию моя первая
книга стихов - "Инок". Анонсы о ней уже появились в
журналах и газетах.
Узнав
о выходе моей книги, Есенин прислал Чернышеву письмо, в котором
сообщал, что если Ливкин и дальше, после своего неблаговидного
поступка, будет оставаться в "Млечном Пути", то он
печататься в журнале не будет и просит вычеркнуть его имя из списка
сотрудников 2.
Еще
более взволнованно и резко по поводу моей необдуманной выходки он
говорил с Чернышевым при встрече в Москве. Правда, в конце разговора
он немного отошел. Обо всем этом и сообщил мне Чернышев. "Есенин, - писал он, - очень усиленно убеждал меня не издавать в М. П.
("Млечном Пути". - Н. Л.) Вашу книгу, но, когда
натолкнулся на мое решительное противодействие, перестал меня
убеждать, и в конце концов мы с ним договорились до того, что... если
бы вы первый написали ему и выяснили все это недоразумение, он с
удовольствием пошел бы Вам навстречу по пути ликвидации этого
неприятного инцидента. Я с своей стороны очень советовал бы Вам
непосредственно списаться с ним, ведь Вам делить нечего..."
Надо
ли говорить, что я немедленно написал письмо Есенину с извинениями и
объяснениями. Неожиданно для себя я получил от Есенина товарищеское,
дружески откровенное письмо. Оно и обрадовало, и успокоило, и
взволновало меня. Оно открыло мне многое в Есенине, его характере,
поступках, отношении к окружающим, взглядах на литературу. Из письма
я узнал впервые, какой далеко не безоблачной была поначалу жизнь
Есенина в Петрограде. Собственно, ради этого письма, бесконечно для
меня дорогого, я и вспоминаю всю эту грустную для меня историю с
"Новым журналом для всех". Письмо Есенина датировано: "12
августа 16 г." "Сегодня я получил Ваше письмо... Мне даже
смешным стало казаться, Ливкин, что между нами, два раза видящих друг
друга, вышло какое-то недоразумение, которое почти целый год не
успокаивает некоторых. В сущности-то ничего нет. Но зато есть осадок
какой-то мальчишеской лжи, которая говорит, что вот-де Есенин
попомнит Ливкину, от которой мне неприятно. Я только обиделся, не
выяснив себе ничего, на вас за то, что вы меня и себя, но больше
меня, поставили в неловкое положение. Я знал, что перепечатка стихов
немного нечестность, но в то время я голодал, как, может быть,
никогда, мне приходилось питаться на 3--2 коп. Тогда, когда вдруг
около меня поднялся шум, когда Мережковские, Гиппиусы и Философов
открыли мне свое чистилище и начали трубить обо мне, разве я,
ночующий в ночлежке, по вокзалам, не мог не перепечатать стихи... Я
был горд в своем скитании, то, что мне предлагали, отпихивал. Я имел
право просто взять любого из них за горло и взять просто, сколько мне
нужно, из их кошельков. Но я презирал их и с деньгами, и со всем, что
в них есть, и считал поганым прикоснуться до них. поэтому решил
перепечатать просто стихи старые, которые для них все равно были
неизвестны.
Сейчас
уже утвердившись во многом и многое осветив с другой стороны, что
прежде казалось неясным, я с удовольствием протягиваю Вам руку
примирения перед тем, чего между нами не было, а только казалось, и
вообще между нами ничего не было бы, если бы мы поговорили лично...
Вообще между нами ничего не было, говорю вам теперь я, кроме
опутывающих сплетен. А сплетен и здесь хоть отбавляй и притом они
незначительны. Ну, разве я могу в чем-нибудь помешать вам как поэту?
Да я просто дрянь какая-то после этого был бы, которая не литературу
любит, а потроха выворачивает..." 3
Казалось
бы, после этого письма все встало на свое место. Но должен сказать
откровенно, что я никогда не мог простить себе сам своего
необдуманного поступка.
Что
же касается моей мечты о "Новом журнале для всех", то я так
и не попал на его страницы...
Прошли
многие годы. Есенин стал большим, известным поэтом. Как-то в Доме
Герцена, где в этот вечер выступали мы, члены Союза поэтов, я
встретился с Есениным. Он первый узнал меня и протянул руку.
--
А, Ливкин! - сказал он и пристально посмотрел в глаза. Ни слова не
сказав мне больше, он спустился вниз, где был буфет.
Начался
вечер. Мы, выступавшие, сидели в президиуме. Появился Есенин. Ему
указали место за столом. Но он махнул отрицательно рукой и не сел, а
как-то упал на стул в первом ряду. "Как он будет выступать в
таком состоянии?" - подумал я. А публики было много. Имя
Есенина на афише привлекло небывалое количество слушателей. Но я
волновался недолго. Когда дошла очередь до Есенина, он встал, вышел
на эстраду, пошатнулся и начал! Он читал прекрасно. Все по памяти. С
большим чувством, мастерски, читал много, долго, словно
предчувствовал, что это последнее его выступление в Доме Герцена.
<1965>