Г. Д.
Деев-Хомяковский - Правда о Есенине
СОДЕРЖАНИЕ
Нужно оставить вздорный вымысел,
утверждающий, что Есенин пришел в Питер прямо из рязанских сел.
Поэт, прежде чем попасть в цепкие
лапы питерских барынь, испытал горькую долю крестьянского
самородка-писателя.
Появился он в Москве весной 1912
года.
Он приехал из деревни, без гроша
денег и пришел к поэту С. Н. Кошкарову-Заревому.
Сергей Николаевич тогда был
председателем Суриковского кружка писателей.
Привело Есенина к т. Заревому,
близкому другу и ученику т. Бонч-Бруевича, желание найти пути в
литературу.
Литературная буржуазная Москва
встретила холодно белокурого смельчака.
Некоторое время он жил у Кошкарова и
посещал собрания кружка писателей.
В 1912 году кружок являлся самой
мощной организацией пролетарско-крестьянских писателей <...>
Деятельность кружка была направлена
не только в сторону выявления самородков-литераторов, но и на
политическую работу.
Лето после Ленских расстрелов было
самое живое и бурное. Наша группа конспиративно собиралась часто в
Кунцеве, в парке бывшем Солдатенкова, близ села Крылатского, под
заветным старым вековым дубом.
Там, под видом экскурсий
литераторов, мы впервые и ввели Есенина в круг общественной и
политической жизни.
Там молодой поэт впервые стал
публично выступать со своим творчеством.
Талант его был замечен всеми
собиравшимися.
Решено было его устроить куда-либо
на службу.
После ряда хлопот его устроили через
социал-демократическую группу в типографию бывшую Сытина на Пятницкой
улице 1.
Сережа был очень ценен в своей
работе на этой фабрике не только как работник экспедиции, но и как
умелый и ловкий парень, способствовавший распространению нелегальной
литературы 2.
Заработок дал ему возможность
окрепнуть и обосноваться в Москве.
Первые его литературные опыты
поместили в детских журналах "Мирок" и "Доброе утро".
Фабрика с ее гигантскими размахами и
бурливой живой жизнью произвела на Есенина громадное впечатление. Он
был весь захвачен работой на ней и даже бросил было писать. И только
настойчивое товарищеское воздействие заставляло его время от времени
приходить в кружок с новыми стихами.
Правда, стихи его по содержанию были
далеки от общественного движения. В них было много сказочного,
былинного, но не было революционного порыва. Вот, примерно, одно из
неизданных его стихотворений:
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
В чарах звездного напева
Обомлели тополя.
Знаю, ждешь ты, королева,
Молодого короля 3.
и т. д.
У Есенина образ крестьянского плетня
переплетался с образами "королев и королей". Он удивительно
был заражен, очевидно, в детстве литературой из этой области.
Главными мотивами его стихов все же
были деревня и природа.
Он удивительно схватывал картины
природы и преподносил их в ярких образах.
В течение первых двух лет Есенин вел
непрерывную работу в кружке.
Казалось нам, что из Есенина выйдет
не только поэт, но и хороший общественник. В годы 1913--1914 он был
чрезвычайно близок кружковой общественной работе, занимая должность
секретаря кружка. Он часто выступал вместе с нами среди рабочих
аудиторий на вечерах и выполнял задания, которые были связаны с
значительным риском.
В это же время в кружок вошел и
другой талантливый поэт Ширяевец 4. Он писал нам из далекой Южной
Азии, где он работал в почтовой конторе одной из станций железной
дороги в качестве телеграфного монтера, и стремился в Москву.
Не имея лишних средств, кружок все
же решил в это время заняться издательством. <...>
Издательская работа подвигалась
трудно. Есенина волновало последнее обстоятельство. После ряда
совещаний мы написали теплые письма известному критику, тогда
социал-демократу Л. М. Клейнборту, приложив рукописи Есенина,
Ширяевца и ряда других товарищей 5.
Л. М. Клейнборт откликнулся. Обещал
активное содействие молодым писателям и поместил обстоятельную статью
в "Современном мире" 6. <...>
В конце 1914 года было решено
издавать журнал "Друг народа", который должен был повести
борьбу с человеческой бойней, борьбу за интернациональное объединение
трудящихся 7.
В августе социал-демократическая
группа выпустила литературное воззвание против войны. Есенин написал
небольшую поэму "Галки", в которой отобразил ярко поражение
наших войск, бегущих из Пруссии, и плач жен по убитым.
Есенин был секретарем журнала и с
жаром готовил первый выпуск. Денег не было, но журнал выпустить
необходимо было. Собрались в редакции "Доброе утро".
Обсудили положение и внесли по 3--5 руб. на первый номер.
- Распространим сами, - говорил
Есенин.
Выпущено было воззвание о журнале, в
котором говорилось: "Цель журнала быть другом интеллигента - народника, сознательного крестьянина, фабричного рабочего и сельского
учителя..." Этим хотели привлечь всех тех, кто, как нам
казалось, хотя в малой степени был настроен против войны.
Есенина тяготило безденежье кружка.
Он стал выказывать некоторую нервозность. Сданная в печать его поэма
"Галки" была конфискована еще в наборе 8.
Из Ленинграда ему слали хвалебные
письма. Но все же первый номер "Друг народа" был выпущен.
В нем поэт поместил стихотворение
"Узоры", в котором вылилась вся накипевшая грусть поэта по
убитым:
Девушка в светлице вышивает ткани,
На канве в узорах копья и кресты.
Девушка рисует мертвых на поляне,
На груди у мертвых - красные
цветы...
и т. д.
После выхода первого номера, в конце
декабря 1914 года на одном из литературных собраний Есенин
встречается с петроградскими писателями 9. Они учли способность
Есенина, и, к нашему огорчению, наш молодой поэт, забрав у нас "на
дорогу", "махнул" в Питер - искать "счастья".
<...>
<1926>