II. Рождение поэта - Откуда идет "Радуница"
Содержание
Семейный совет. - Отъезд в
Спас-Клепики, - Экзамен и побег. - В классе и интернате. - "Встреча" с
Пушкиным. - Учитель и ученик. - Поэтическиесоперники. - Признание таланта. - Новые
друзья. - Кружок у Панфилова. - В поисках идеала. - Рождение
исторической темы. - Думы о Москве. Есенину шел четырнадцатый год,
когда он окончил Константиновскоеземское училище. Обычно
константиновские ребята, проходив четыре зимы вшколу, начинали свою трудовую жизнь.
По-разному складывалась их судьба;большинство, как правило, дальше не
училось. Так когда-то было и с отцомЕсенина. Не сладкой была эта жизнь. И
родителям Есенина, конечно, хотелосьпоучить сына дальше. Недалеко от Константинова
находилась Спас-Клепиковская второкласснаяцерковно-учительская школа. Туда-то и
решено было на семейном советенаправить Есенина. Е. А. Есенина
рассказывает об этом важном событии вжизни брата так: "...Однажды
приехал отец из Москвы, привез гостинцев,пробыл у нас три дня и уехал.
После отца мать часто ходила к соседямПоповым, что-то шила, принесла
маленький сундучок и уложила туда вещиСергея. Потом к нашей избе подъехала
лошадь, вошел чужой мужик, молилисьбогу, и мать с Сергеем уехали, оставив
меня дома с соседкой. Сергей уехалучиться... в Спас-Клепики". Расположенное на берегу реки Пра
старинное торговое село Спас-Клепикисо всех сторон окружали знаменитые
мещерские леса с непроходимымизавалами, топями и лесными озерами.
Двухэтажное каменное здание школыстояло на самом краю села. Сюда осенью
1909 года приехал Есенин. Выдержаввступительный экзамен, Есенин был
зачислен в школу. Поначалу чувствовалсебя одиноким, тосковал по дому.
Пробыв несколько дней в школьноминтернате, он совершил "побег"
и вернулся в родное село. "Когда отвезли вшколу, - рассказывал Есенин, - я
страшно скучал по бабке... и однаждыубежал домой... пешком. Дома выругали и
отвезли обратно". Около трех лет провел Есенин в
Спас-Клепиковской школе. О жизни его вэти годы долгое время было известно
очень немногое. Между тем именно здесьначал поэт свое "сознательное
творчество", мечтая всю душу "выплескать вслова"; здесь впервые задумался
над невзгодами народной жизни, полной"вздохов да слез"; здесь смог
удовлетворить в какой-то мере свой интерес клитературе; и здесь же он оказался под
воздействием религиозной среды, скоторой неизбежно сталкивались
воспитанники церковно-учительских школ. Спас-Клепиковская
церковно-учительская школа была открыта в 1896 году.Находилась она в ведении
церковных властей и готовила учителейцерковноприходских школ грамоты.
Программа, рассчитанная на три года,включала церковную общую и русскую
историю, закон божий, русский язык,церковнославянский язык, отечественную
историю, географию, арифметику,геометрическое черчение, рисование,
дидактику. "В школах подобного типа, -пишет в своих воспоминаниях бывший
ученик этой школы Я. А. Трепалин, тригода проучившийся вместе с Есениным, -
обращалось внимание главным образомна то, чтобы будущий учитель
церковноприходской школы был* вполнеподготовлен к воспитанию детей в духе
православия". Специальный режим во
второклассных школах, религиозная окраскасодержания изучаемых предметов,
конечно, оказывали влияние на учеников:некоторые, пробыв в
церковно-учительской школе три года, становилисьглубоко религиозными людьми, другие -
противниками религии, а третьи,таких было больше всего, относились
к своим религиозным обязанностямформально, без каких-либо внутренних
духовных побуждений. Все это в той или иной мере
было присуще и Спас-Клепиковскойцерковно-учительской школе, которая
являлась учебным заведением закрытоготипа. Во главе школы стоял священник,
он же вел занятия по церковной общейи русской истории и закону
божьему. Правда, когда Есенин поступил вСпас-Клепиковскую школу, заведовал
ею священник Алексей Асписов. Каквспоминают бывшие ученики, Асписов не
придавал большого значения церковнымдисциплинам, по которым вел занятия в
школе, и вообще особым религиознымусердием не отличался. Вне церкви
был человек живой, общительный, сюмором, больше всего на свете
увлекался математикой. Очевидно, все этозаставило церковное начальство
прислать в школу более надежного и"правоверного" священника
- Павла Агрономова, который появился вСпас-Клепиках в 1912 году. Весь день воспитанники были в
здании школы: утром - на занятиях,вечером готовили уроки под наблюдением
учителей. В субботу и в воскресенье- обязательное присутствие на церковной
службе. Есенин также обязан был посещать
церковь, ходить ко всенощной, обедням,наряжаться в стихарь, читать
шестипсалмие, хотя, как свидетельствуюттоварищи поэта, Есенин, как и многие
из них, был далек от преклоненияперед ритуалами церковной службы, а
при удобном случае был не прочьосвободиться от них. "Религиозность
мало или почти совсем к нам непрививалась, - рассказывает А. Н.
Чернов. - Нам вменялось в обязанностьчитать шестипсалмие в церкви во время
всенощной, по очереди. Сергей Есенинобычно сам не читал, а нанимал за 2
копейки своего товарища Тиранова. Одинраз Тиранов почему-то отказался читать
шестипсалмие, и Есенину пришлосьсамому читать. Между прочим, мы
надевали стихарь и выходили читать передцарскими вратами на амвон. Сергей
Есенин долго не выходил. Священник сталволноваться и хотел уже поручить
читать другому. Оказывается, СергейЕсенин в это время никак не мог надеть
стихарь, и, когда его поторопили,он надел его задом наперед и в
таком виде вышел к верующим читатьшестипсалмие. Конечно, не все
заметили это, но священник-то заметил ивпредь запретил ему читать
шестипсалмие. Есенин этим был мало огорчен". При школе находился интернат.
Без разрешения дежурного педагогаотлучаться не разрешалось. "Питание
было плохое. Да и улучшить его,пожалуй, было трудно. Каждый
живущий в интернате платил за питание иобщежитие 30 руб. в год. Да и эту
мизерную плату не все могли уплатить", -рассказывает А. Н. Чернов, три года
проучившийся с Есениным. Однако, замечает бывший
учитель Спас-Клепиковской школы ВикторАлексеевич Гусев[*], были в школе
и другие, очень важные моменты,характеризующие обстановку в ней.
Казенно-официальный режим, установленныйв школах подобного типа, вызывал
обычно недовольство учащихся. Средивоспитанников по рукам тайно ходила
недозволенная литература. [* Виктор Алексеевич Гусев
проучительствовал в Спас-Клепиках всю своюдолгую жизнь. С 1908 года он стал
преподавать в церковно-учительскойшколе. Почти сорок лет отдал он
воспитанию советских школьников, за чтобыл отмечен несколькими
правительственными наградами.] По вечерам ученики собирались
обычно в одной из комнат интерната.Завязывались беседы о прочитанных
книгах, обсуждались стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, а
потом кто-либо читал свои стихи. Чащевсего это бывал Есенин. Порой между учениками вспыхивали
жаркие споры. При этом наиболееактивных спорщиков называли именами
писателей и критиков: Есенина -Пушкин, Смирнова - Белинский, Тиранова
- Чернышевский. В. А. Гусев подчеркивает,
что крестьянские дети шли- вцерковно-учительскую школу в
большинстве случаев не из каких-либорелигиозных убеждений, а потому, что
здесь за незначительную плату можнобыло получить образование. В этом еще раз убеждаешься, когда
знакомишься со школьными сочинениямиодного из товарищей Есенина по
учебе - Григория Панфилова. Уже одноназвание их поучительно: "Сравнение
времен года с возрастами жизничеловека", "Значение внешних
и внутренних вод в истории развития народов","Передача теплоты посредством
лучей", "Внешнее и внутреннее отличиячеловека от млекопитающих животных",
"Нравственные качества учителя приобращении с детьми", "Отличие
сказки от былин". Еще более примечательно ихсодержание. Ни в одном из сочинений
не чувствуется религиозность автора.Ученики Спас-Клепиковской школы
получали неплохие основы знаний пообщеобразовательным предметам. Так,
в сочинении по географии "Значениевнешних и внутренних вод в истории
развития народов" Панфилов приводитмного конкретных фактов из истории
России, европейских государств, ДревнейГреции и Рима. "Возьмем другой
просвещенный и образованный народ древности- греков, - пишет он. - Там получила
начало такая серьезная наука, как,например, философия. В Греции, кроме
того, получила начало и литература,представителем которой был поэт
Гомер, написавший две знаменитые поэмы"Илиада" и "Одиссея",
которые и в настоящее время пользуются всемирноюизвестностью; там же впервые
появились гражданские законы, которые затембыли приняты в основание всеми
народами. Выгодное положение Греции уберегов Средиземного моря
содействовало развитию торговли ипромышленности... Возьмем, наконец,
римлян... Недавние раскопки римскихгородов Геркулапа и Помпеи, засыпанных
лавою во время извержения Везувия,еще более убеждают нас в высоком
развитии у них наук и искусств; найденныетам статуи отличаются художественностью
своей работы". Спас-Клепиковская школа давала
неплохие знания и по литературе. Так,сочинение Гриши Панфилова "Отличие
сказки от былин" поражает зрелостьюмысли и хорошим литературным
языком. Рассматривая конкретныеидейно-художественные признаки,
отличающие сказку от былины, он так пишетоб их различной роли в духовной
жизни людей: "Цель, для которойсоставлялись сказки, двоякая: или
служить как занимательный и интересныйфантастический рассказ, или - чтобы
вывести какое-нибудь нравоучение.Былины же составлялись затем, чтобы
дать потомству некоторое понятие ожизни, веровании, обычаях предков или
чтобы показать примеры гражданскихподвигов, доблести, храбрости,
мужества и этим возбудить народныйпатриотизм". Такие сочинения не были исключением. Интерес и любовь воспитанников к
литературе всячески поощрял и развивалшкольный учитель словесности
Евгений Михайлович Хитров, первыйлитературный наставник поэта. Это
был человек талантливый, ищущий.Литература была его страстью,
призванием. Он прекрасно читал стихи,увлекался музыкой, дирижировал хором,
рисовал. Все это, очевидно, побудилогубернского инспектора предложить сыну
почтаря место старшего учителя вСпас-Клепиковской второклассной школе,
куда он и перебрался с семьей в1902 году. Более тридцати лет прожил и
проучительствовал Е. М. Хитров вСпас-Клепиках. Интересы его не
замыкались школьными занятиями. Его всегдаволновал "крестьянский
вопрос". Он организовал в Спас-Клепикахсельскохозяйственное кредитное
товарищество и с 1910 года был бессменнымего председателем. В годы Советской
власти при его деятельном участии былосоздано в Клепиках товарищество по
совместной обработке земли, появился вселе первый трактор. Евгений Михайлович в отношениях
с учениками был строг, предмет свойзнал хорошо, учебный материал давал
шире программы. Особенно любилиученики классное чтение. "У
меня было в обычае, - рассказывает Е. М.Хитров, - сначала задавать ученикам для
прочтения те или иные литературныепроизведения, а потом прочитывать те
же произведения самому в классе. Такя делал и с большими
произведениями, вроде "Евгения Онегина", "БорисаГодунова" и пр. Читал я в
течение нескольких часов и всегда почти всепроизведение целиком. Ребята очень
любили такое чтение и часто просилименя об этом. Но думаю, не было
такого жадного слушателя у меня, какЕсенин. Он впивался в меня глазами,
глотал каждое слово. У него первогозаблестят глаза и потянутся слезы в
печальных местах, первый расхохочетсяпри смешном. Сам я в особенности
любил Пушкина. Пушкиным больше всегозанимался с учениками, читал его,
разбирал и рекомендовал, как лучшегоучителя в литературе, Есенин полюбил
Пушкина". В школе Есенин стал признанным
верховодом среди товарищей. Весной иосенью он почти не бывал в интернате.
"Возле Спас-Клепиков, - вспоминаетодин из товарищей Есенина, - тогда
была березовая роща. Сюда мы частоходили читать и мечтать". В
зимнее время Есенин увлекался коньками."Бывало, на коньках по льду
уходили мы километров на 20, вплоть до Евлева.Зимой часто Сергей катался на лыжах". Любил Есенин бывать на
больших базарах, которые собирались вСпас-Клепиках по праздничным дням. Одно
из его ранних стихотворений рисуетвеселую картину базарного праздника:
На плетнях висят баранки, Хлебной брагой льет теплынь. Солнца струганые дранки Загораживают синь. . . . . . . . . . . . . . . . Дробь копыт и хрип торговок, Пьяный пах медовых сот. Берегись, коли не ловок: Вихорь пылью разметет.
Вначале учителя не придавали
серьезного значения тому, что Есенинувлекается поэзией и пишет стихи,
потому что "в ту пору, - вспоминает Е.М. Хитров, - в школе было много
стихотворцев, некоторые были чрезвычайноплодовиты, закидывали меня ворохами
своих произведений. Приходилосьпринимать часто особые меры, чтобы
умерить их пыл, особенно когда видишь,что "хоть охота смертная, да
участь горькая". Поэтому и Есенина я слегкапоощрял, но относился к его
стихотворству сдержанно". Один из воспитанников школы, Е.
Тиранов, писал не только стихи, но ипробовал свои силы в прозе, за что
нарекли его "прозаиком", а Есенина - впротивоположность ему "поэтом".
В классе "поэт" и "прозаик" сидели наодной парте. Тиранов был
старше Есенина. До поступления вСпас-Клепиковскую школу он некоторое
время работал на Великодворскомстекольном заводе. "Произведения
его, - вспоминает Е. М. Хитров, - былиобширны по объему, простираясь до
поэм, мысли в них кипели, чувствоклокотало". Что же касается стихов Есенина, то
они подкупали своей поэтичностью.Постепенно Хитров начинает уделять все
больше внимания Есенину. "В первыйраз, - пишет Е. М. Хитров, - когда я
особенно встрепенулся, это - когда онпринес мне свое стихотворение
"Звезды". Это произведение поразило меня.Помню, что я как-то заторопился,
чего-то как будто испугался. Несколькораз вместе с ним прочел стихотворение,
кое-что изменили, переставили. Мнестало как-то совестно, что я
недостаточно много обращал внимания наЕсенина. Сказал ему, что стихотворение
это мне очень понравилось, что егоможно даже напечатать, что вообще у
него ясно выраженный талант". В этомнаписанном под влиянием Лермонтова,
еще несовершенном стихотворении юныйпоэт говорит о вечных тайнах
мироздания:
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что
скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас
могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Есенин не стал печатать "Звезды".
Вероятно, не все в этом стихотворенииудовлетворяло его. Но в одном школьный
учитель Есенина был прав: "Звезды"подкупали душевной чистотой,
поэтичностью. Поддержка Хитрова была очень
своевременной. Есенин уже несколько летписал стихи, но редко слышал
одобрительные слова. "Пустое дело", -рассуждал дед поэта о стихотворных
занятиях внука. Сверстники Есенина вродном селе больше восхищались
ловкостью, с которой Серега Монах ловилраков и опустошал птичьи гнезда. Один
из них вспоминает, что намерения испособности Есенина "писать стихи
ничуть не возвышали его в наших глазах,а его заносчивость при оценке своего
таланта и его постоянные разговоры освоих стихах казались нам
скучными". Он не подавал виду, что его этоволнует, хотя с надеждой думал о
том заветном дне, когда будут впервыеопубликованы его стихи. Еще в 1910
году он собирался направить их в"Сельскохозяйственный вестник".
И вот наконец ему говорят, что у него ясновыраженный талант, и советуют
попытаться напечатать кое-что. Он стремитсятеперь при любом удобном случае
показать новые стихи учителю. "Приходил онк нам домой, - вспоминает сын
Хитрова, - порой даже без спроса, благосемья наша жила в школьном здании.
Приносил стихи, читал их отцу". Онприносил их даже тогда, когда приходил
к учителю с "повинной" после своихозорных проделок. С благодарностью вспоминал Есенин
позднее обнадеживающее слово учителя.Когда вышла его первая книга
"Радуница", он прислал ее своему первомулитературному наставнику с таким
проникновенным автографом:"Доброму старому учителю
Евгению Михайловичу Хитрову от благодарногоученика, автора этой книги. 1916. 29 янв. Петроград".
* * *
Основные занятия по литературе были
отнесены в Спас-Клепиковской школек третьему году обучения. Именно в
это время Есенин и выдвинулся средидругих своих товарищей как стихотворец. В последний год пребывания в школе,
пишет Е. М. Хитров, в произведенияхЕсенина "стали просачиваться и
серьезная мысль, и широта кругозора, иобаяние поэтического творчества".
Когда в ноябре 1911 года школу посетил сказенной ревизией епархиальный
наблюдатель И. Д. Рудинский, ему показалистихи Есенина. В классе, в
присутствии всех учеников, Рудинский похвалилЕсенина. Этот сам по себе не очень
значительный эпизод взволновал поэта."К нам, - замечает по этому
поводу Е. М. Хитров, - постоянным своимучителям, он уже привык... Но отзыв
свежего, стороннего человека проник доглубины души его". В 1912 году Есенин закончил
учительскую школу, получив "звание учителяшколы грамоты". По окончании учебы Есенину было
вручено свидетельство, в которомуказывалось:"Предъявитель сего сын
крестьянина села Константинова Рязанского уездаСергей Александрович Есенин, родившийся
в тысяча восемьсот девяносто пятом(1895) г., месяца сентября 21 дня,
православного исповедания, обучался с1909 г. в Спас-Клепиковской
второклассной учительской школе, в которой иокончил курс в 1912 г.; оказав при
отличном (5) поведении следующиеуспехи: по 1) закону божию оч. хорошие (4)" 2) церковной общей и русской
истории оч. хорошие (4)" 3) церковному пению оч.
хорошие (4)" 4) русскому языку отличные
(5)" 5) церковнославянскому языку
хорошие (3)" 6) отечественной истории
отличные (5)" 7) географии в связи с
сведениями и явлениями природы отличные (5)" 8) арифметике оч. хорошие (4)" 9) геометрическому черчению и
рисованию оч. хорошие (4)" 10) дидактике оч. хорошие (4)" 11) начальным практическим
сведениям по гигиене оч. хорошие (4)" 12) чистописанию отличные (5)" 13) практич. занятиям в нач.
школе оч. хорошие (4) За каковые и удостоен Советом сей
школы, на осн. ст. 44 высочайшеутвержденного (1 апреля 1902 г.)
Положения о церковных школах, званияучителя школы грамоты... В удостоверение чего и дано ему,
Есенину Сергею, сие свидетельство отСовета Спас-Клепиковской второклассной
учительской школы Рязанского уездаза надлежащим подписанием и приложением
печати Совета. Заведующий школой свящ. Павел
Агрономов. Старший учитель Евгений Хитров. Учителя: Виктор Гусев, Дмитрий
Головин".
* * *
Много светлых минут принесла Есенину
в Спас-Клепиках дружба с ГригориемПанфиловым, любимым школьным
товарищем. Есенин познакомился с ним вскорепосле приезда в Спас Клепики.
Панфилов по характеру чем-то напоминалнекрасовского Гришу Добросклонова. С
юных лет он задумывался о смыслежизни, о путях служения народу, его
волновали свободолюбивые идеи. И хотяПанфилов был несколько старше Есенина
и занимался в школе уже второй год,они быстро подружились, почувствовав
духовную близость. Есенин относился кПанфилову с большим доверием,
одному из первых читал свои новые стихи,внимательно прислушивался к советам и
замечаниям друга. Это хорошо видноиз переписки, которую Есенин вел с
Панфиловым в 1911 - 1914 годах.Оборвала эту переписку ранняя
смерть Григория Андреевича Панфилова,который умер от чахотки в феврале
1914 года. Отец Гриши, Панфилов А. Ф.,писал Есенину, находившемуся в то
время в Москве, что Гриша, прикованныйболезнью к постели, все время
вспоминал о нем, с волнением ждал журнала сего стихами, ответных писем. "Я
прихожу в 6 часов вечера, - писал отецГриши Есенину о последних
предсмертных часах сына, - первым его вопросомбыло: "А что, папа, от Сережи
письма нет?" Я отвечаю - нет. "Жаль,говорит, что я от него ответа не
дождусь. А журнал-то прислал?" Я сказал -нет. "Скверно - повсюду неудача".
В конце письма А. Ф. Панфилов указывал:"Видно, Сережа, что у вас
была истинная и искренняя дружба. Почтиежедневно он вспоминал о тебе, жаль,
говорит, что около меня нет Сережи инекому успокоить мою наболевшую душу". О духовном облике клепиковского
друга Есенина мы можем судить по егосочинению "Нравственные качества
учителя при обращении с детьми". Любовь кчеловеку, справедливость, честность
и правдивость, сдержанность итерпеливость, вместе с тем твердость
характера - вот качества, которыми,по мнению Панфилова, должен
обладать учитель и которые он стремитсяразвивать в себе самом. "Учитель,
- замечает он, - который будет обладатьистинной, нелицемерной любовью к
детям, в то же время будет обладать идругими добрыми качествами...
Справедливость, - продолжает Панфилов, -есть качество учителя, посредством
которого он может заслужить авторитетучеников, может иметь на них
нравственное влияние". Особо он подчеркиваетту мысль, что "учитель должен
иметь твердость характера", которая "делаетучителя устойчивым, последовательным в
своих действиях". Родители Панфилова жили в
Спас-Клепиках. Отец его служил приказчиком уместного купца-лесопромышленника. В
просторном, уютном панфиловском домечасто собирались сверстники Гриши,
которым надоедал казенный духинтерната. В свободное от занятий
время Есенин стал бывать в семье своегодруга, а иногда оставался там
ночевать. Мать Гриши, Марфа НикитичнаПанфилова, вспоминает: "Из
школьных товарищей сына я особенно полюбилаСережу Есенина. Может, потому, что
видела, как он тоскует по дому, поматеринской ласке. Вот и жалела я
его, как родного, Гриша был постаршеЕсенина. В доме у нас всегда было
полно молодежи - товарищей Гриши. Чащедругих, кроме Сережи Есенина,
приходили Митя Пыриков, Анна Шилона, ГришаЧерняев. Зимними вечерами
засиживались они допоздна. Пели, играли,танцевали, а иногда сидели тихо,
кто-либо читал, другие слушали, потомначинали беседовать между собой, горячо
убеждать в чем-то друг друга". Более подробно о настроении,
литературных интересах, спорах, которыевременами вспыхивали среди молодежи в
доме Панфиловых, мы узнаем израссказов Григория Львовича Черняева,
который с детских лет дружил сПанфиловым. Григорий Львович начал заниматься в
церковно-учительской школе в 1909году. "Наш кружок у Панфилова,
- вспоминает он, - образовался почтистихийно. Вначале мы собирались,
чтобы сообща развлечься, поговорить ошкольных делах, поспорить о книгах.
Потом, когда ближе узнали друг друга,мы в наших беседах и спорах стали
касаться вопросов тогдашней общественнойжизни. Читали и обсуждали роман Л.
Толстого "Воскресение", его трактат "Вчем моя вера?" и другие книги
писателя. Мечтали побывать в Ясной Поляне(поездка не состоялась из-за
денежных затруднений). Толстовские идеисильно захватили тогда и Есенина.
Однако сложившихся взглядов и убежденийу нас не было. Мировоззрение наше
только еще формировалось. Помню, как мыспорили о Горьком и его книгах. С
особым интересом воспринимались намиранние рассказы писателя. Захватывал
нас их романтический дух, горьковскаявера в человека. Мы были знакомы со
стихами Есенина. Он читал их вкружке". Дружеская, демократическая среда
панфиловского кружка, пытливый,критический взгляд Панфилова и его
товарищей на жизнь, юношеский порывкружковцев к свободе, их мечты о
служении народу, споры о любимыхписателях - все это благотворно
влияло на духовное развитие молодогоЕсенина, помогало преодолеть
церковно-догматические представления о жизни,которые стремилась привить ученикам
церковно-учительская школа. Панфиловский кружок несомненно
способствовал появлению раннихстихотворений Есенина, в которых
отчетливо зазвучали социальные мотивы.
Тяжело и прискорбно мне видеть, Как мой брат погибает родной. И стараюсь я всех ненавидеть, Кто враждует с его тишиной. Посмотри, как он трудится в поле, Пашет твердую землю сохой, И послушай те песни про горе, Что поет он, идя бороздой. Или нет в тебе жалости нежной Ко страдальцу сохи с бороной? Видишь гибель ты сам неизбежной, А проходишь ее стороной. Помоги же бороться с неволей, Залитою вином и нуждой! Иль не слышишь, он плачется долей В своей песне, идя бороздой?
Интонационно это стихотворение еще
недостаточно самостоятельно. Вместес тем гражданский, свободолюбивый пафос
его очевиден. Многое дали Есенину три года,
проведенные в Спас-Клепиках, особеннодружба с Панфиловым. Желание
посвятить свои стихи народу, рассказатьправдиво о любви к Родине - вот о чем
все больше и больше начинает мечтатьЕсенин.
Тот поэт, врагов кто губит, Чья родная правда мать, Кто людей, как братьев, любит И готов за них страдать. Он все сделает свободно, Что другие не могли. Он поэт, поэт народный, Он поэт родной земли!
Так понимал Есенин назначение поэта. История этого стихотворения
такова. В 1912 году Есенин подарилПанфилову свою фотографию, а на
обратной стороне ее написал стихотворение"Поэт" с посвящением: "Горячо
любимому другу Грише"."Поэт" не просто экспромт,
написанный в момент расставания со школьнымтоварищем. Эту тему Есенин затронул
в еще более раннем стихотворении,относящемся к 1910 - 1911 годам,
озаглавленном также "Поэт":
Он бледен. Мыслит страшный путь. В его душе живут виденья. Ударом жизни вбита грудь, А щеки выпили сомненья. . . . . . . . . . . . . . . . . . Сидит он в тесном чердаке, Огарок свечки режет взоры, А карандаш в его руке Ведет с ним тайно разговоры.
Спустя некоторое время Есенин
вновь обращается к этой теме встихотворении "Душою юного поэта".
Автограф его до сих пор неизвестен.Однако оно не только существовало, но
и подвергалось авторской правке. Обэтом мы узнаем из письма Есенина к
Панфилову. Говоря о работе над стихами,написанными в Спас-Клепиках, Есенин
рассказывает: "...например, встихотворении "Душою юного поэта"
последнюю строфу заменил так:
Ты на молитву мне ответь, В которой я тебя прошу, Я буду песни тебе петь, Тебя в стихах провозглашу".
Таким образом в трех
стихотворениях раннего периода - "Поэт" ("Онбледен. Мыслит страшный путь..."),
"Душою юного поэта", "Поэт" ("Тот поэт,врагов кто губит...") -
затрагивается главный вопрос, встающий передкаждым истинным поэтом: что ты, поэт,
хочешь сказать миру? В чем видишьсвой долг перед народом? Какую правду
собираешься утверждать? Когда-то Жуковский, вопрошая:
"Кто есть поэт?", отвечал: "Искусныйлжец. Ему и слава, и венец". Затем
в русскую литературу пришел поэт-пророкПушкин, жгущий глаголом сердца людей,
за ним - мятежный Лермонтов, а чутьпозднее призывно зазвучал голос
некрасовской музы:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - "страдания
народа" И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши! Не стареет она.
"Не верьте, юноши!" -
писал Некрасов. И молодой рязанский поэт неповерил. Он начинает все больше
осознавать, что для поэта недостаточнотолько "ловить сердцем тень
былого" и слушать "душевный шум". В этом ещераз убеждаешься, читая одно из писем
Есенина к Панфилову, относящееся к1913 году: "Благослови меня,
мой друг, на благородный труд. Хочу писать"Пророка", в котором буду
клеймить позором слепую, увязшую в порокахтолпу. Если в твоей душе хранятся
еще помимо какие мысли, то прошу тебядай мне их, как для необходимого
материала. Укажи, каким путем идти, чтобыне зачернить себя в этом греховном
сонме. Отныне даю тебе клятву, будуследовать своему "Поэту".
Пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки. Ябуду тверд, как будет мой пророк,
выпивающий бокал, полный яда, за святуюправду с сознанием благородного
подвига".
* * *
В клепиковские годы Есенин
написал много лирических стихотворений ипервую свою поэму - "Сказание о
Евпатии Коловрате...". Часть стихов техлет не дошла до нас. Некоторые,
очевидно, поэт переработал, другие жеуничтожил. Однако ряд стихотворений
1910 - 1912 годов Есенин опубликовал в1914 - 1915 годах, как только
начал печататься в московских ипетербургских журналах. При этом
отдельные ранние стихи ("Выткался наозере алый свет зари...", "Поет
зима - аукает...") перепечатывались понескольку раз. Подготовляя свой первый
сборник "Радуница", Есенин включилв него восемь стихотворений
клепиковского периода. Все же далеко не все произведения
этих лет были напечатаны при жизнипоэта. Из отроческих стихов Есенин
лишь немногие включал в свои книги.Так, например, он не стал печатать те
стихи, которые в свое время передалЕ. М. Хитрову. Последний рассказывает,
что, когда Есенин "учился, он носилмне много своих стихотворений. Они все
были написаны на отдельных листках.Но перед окончанием курса его учения в
нашей школе я, как бы предчувствуяособую значимость его творений и не
доверяя сохранности отдельных листков,просил его написать для меня отдельный
сборничек своих стихов на тетради.Он мне принес одну тетрадь с четырьмя
стихотворениями. Я сказал, что этогомало. Тогда он принес мне еще тетрадь
с пятью стихотворениями. Эти двететради у меня и остались в целости". Еще две ученические тетради с
пятнадцатью ранними стихами Есенина,относящимися к 1910 - 1912 гг., долгое
время хранились у М. Д. Ильиной. Еебрат - Сергей Ильин был знаком с
юным поэтом. Эти стихотворения былиопубликованы в 1966-1967 гг. Вскоре после смерти Есенина были
напечатаны стихотворения "Моя жизнь" и"Что прошло - не вернуть",
автографы которых находились в одной изхитровских тетрадей. Остальные стихи
были опубликованы только в последниегоды. Долгое время оставались
неопубликованными и другие забытыепроизведения тех лет ("Поэт",
"Тяжело и прискорбно мне видеть"), Внастоящее время известно более 60
стихотворений Есенина, относящихся к1910 - 1912 годам. Вместе со
"Сказанием о Евпатии Коловрате..." этистихотворения могли бы составить
сборник, несколько больший по объему, чем"Радуница", в первом издании
которой было 33 стихотворения. Но важно не только количество.
Хотя, конечно, и это имеет значение.Куда более существенна другая сторона.
Теперь, когда наше представление отворчестве поэта в клепиковский период
его жизни значительно обогатилось ирасширилось, появляется необходимость
внести серьезные уточнения в теоценки ранней поэзии Есенина, которые
давались в прошлом. Принято считать,что в ранних стихах Есенина много
места занимают мотивы и образы,почерпнутые поэтом из религиозных книг
и навеянные церковно-христианскимипредставлениями. Это утверждение едва
ли справедливо по отношению к стихамклепиковского периода. Только в
нескольких стихотворениях этих лет("Калики", "Задымился
вечер...", "Дымом половодье...") мы сталкиваемся сцерковной лексикой и образами. Но и
в этих стихотворениях возникаютреальные картины деревенского быта. Гонимые кто нуждой и недородом,
кто надеждой исцелиться в "святых"местах от тяжелого недуга, брели из
конца в конец Руси, по ее большакам ипроселкам, бедные странники,
богомольцы, бродяги-монахи и нищие. Много ихвидела и рязанская земля. Есенин позднее вспоминал, что, когда
он жил в доме деда, бабка собирала"всех увечных, которые поют по
русским селам духовные стихи от "Лазаря" до"Миколы". О незавидной
судьбе этих нищих странников и рассказывается встихотворении "Калики",
причем у Есенина нет и грана религиозногопреклонения перед святостью калик. Он
сочувствует их незавидной судьбе, нодуховные стихи и песни калик не
вызывают особых восторгов в его сердце:
Проходили калики деревнями, Выпивали под окнами квасу, У церквей пред затворами древними Поклонялись пречистому Спасу.
Пробиралися странники по полю, Пели стих о сладчайшем Исусе. Мимо клячи с поклажею топали, Подпевали горластые гуси. . . . . . . . . . . . . . . . . . Вынимали калики поспешливо Для коров сбереженные крохи. И кричали пастушки насмешливо:"Девки, в пляску! Идут
скоморохи!"
Такие выражения, как "клячи...
топали", "ковыляли убогие по стаду","говорили страдальные речи",
"подпевали горластые гуси", "идут скоморохи"и т. п., придавали стихам ироническую
окраску. Какая уж тут "святость"! К этому времени относится и
стихотворение "Дымом половодье...". Здесь улирического героя настроение
умиротворенности, желание помолиться"украдкой" возникает вовсе не
в храме божьем, а у алтаря природы:
Дымом половодье Заливало ил. Желтые поводья Месяц уронил.
Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет.
Для молодого поэта природа -
чудесный и необъятный храм, в котором всепрекрасно. Там, где, казалось,
пейзаж обычен, где свет и тени незахватывают внезапно воображения, где,
на первый взгляд, в природе нетброских, запоминающихся картин и
многое как будто бы давно ужепримелькалось, молодой поэт неожиданно
и смело открывает новые краски:
Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые. Как дотки сиротливые, Прижались у окна. . . . . . . . . . . . . . . . . . И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
В этом "морозном"
стихотворении много света, тепла. Новизна образа"аукающей зимы",
безыскусственность в обрисовке пернатых "героев",напевность, музыкальность стиха, ритм
которого ассоциируется с "музыкой"снежной вьюги, колоритность
поэтической лексики - все это говорит онезаурядном мастерстве молодого поэта. Еще до отъезда во второклассную
школу Сергей Есенин подружился ссестрой своего товарища Анной
Сардановской. Приезжая летом изСпас-Клепиков в родное село, он часто
встречался с ней. Константиновскиестарожилы вспоминают, как "однажды
летним вечером Анна и Сергей,раскрасневшиеся, держа друг друга за
руки, прибежали в дом священника ипопросили бывшую там монашенку разнять
их руки: "Мы любим друг друга и вбудущем даем слово жениться. Разними
пас. Пусть, кто первый изменит иженится или выйдет замуж, того
второй будет бить хворостом". Первойнарушила "договор" Анна.
Приехав из Москвы и узнав об этом, Есенин написалписьмо, уговорив ту же монашенку
передать его Анне, которая послезамужества жила в соседнем селе.
Монашка, отдавая письмо, спросила: "ЧтоСережа пишет?" Анна с грустью
сказала: "Он, матушка, просит тебя взять пукхвороста и бить меня, сколько у тебя
сил хватит". Анне Сардановской Есенин посвятил
стихотворение "За горами, за желтымидолами...", опубликованное
впервые в 1916 году, и стихотворение "Зачемзовешь...", относящееся к 1911
- 1912 годам. О нем Есенин упоминает водном из писем к Панфилову из
Москвы осенью 1912 года. "Перед моимотъездом недели за две, за три, -
сообщает он другу, - у нас был праздникпрестольный. К священнику съехалось
много гостей на вечер. Был приглашен ия. Там я встретился с Сардановской
Анной (которой я посвятил стихотворение"Зачем зовешь т. р. м.").
Она познакомила меня со своей подругой (МариейБальзамовой). Встреча эта на меня
также подействовала, потому что послетрех дней она уехала и в
последний вечер в саду просила меня быть еедругом. Я согласился. Эта девушка
тургеневская Лиза ("Дворянское гнездо")по своей душе и по своим качествам, за
исключением религиозных воззрений.Я простился с ней, знаю, что навсегда,
но она не изгладится из моей памятипри встрече с другой такой же
женщиной". Мечтой о любви согреты многие
строки ранних стихов Есенина. Чист,непосредствен образ лирического героя
этих стихов. Ничто пока не омрачаетего взора, "васильками светится"
его сердце. Таинственно влечет и манитего "девичья красота". Он
озорно грозится синеокой красавице сорвать фатуи увести "под склоны вплоть до
маковой зари". Не все эти стихотворения
художественно самостоятельны. Есть среди нихнаписанные с явным подражанием
кольцовским стихам ("Темна ноченька, неспится...", "Хороша была
Танюша, краше не было в селе...", "Заиграй,сыграй, тальяночка, малиновы меха...").
Есть стихи, навеянные фольклорнымимотивами ("Подражанье песне",
"Под венком лесной ромашки"), лирическиидеализирующие деревенскую любовь.
"Он, помню, - замечает один изсовременников поэта, - рассказывал...
какая бывает любовь в деревне,лирически ее идеализируя. Тут было дело
не в личных признаниях... Эта темабыла только поводом вспомнить о
рязанских девушках и природе. Ему хотелосьукрасить этим лиризмом самые родные
ему и навсегда любимые предметы,образы, пейзажи в глазах тех, кто не
может знать их так, как он". Одним из первых
стихотворений, где явственно обозначилсясамостоятельный подход молодого поэта к
лирической теме, было "Выткался наозере алый свет зари...". В этом стихотворении отчетливо
угадывается столь характерное дляесенинской лирики "буйство глаз
и половодье чувств". Как замечает Н.Сардановский, сам Есенин "все
время был под впечатлением этогостихотворения и читал его мне вслух
бесконечное число раз". Вскоре послеприезда в Москву Есенин набрался
смелости и поехал со своими стихами кизвестному литературоведу профессору
П. Сакулину. Стихи Есенина,по-видимому, понравились. "Из
передаваемых им подробностей этого визита, -пишет Н. Сардановский, - я помню, что
стихотворение "Выткался на озере..."Сергей для Сакулина читал два раза". В клепиковский период уже
начинают проявляться некоторые характерныечерты поэтического стиля Есенина.
Опираясь на фольклорные традиции,молодой поэт стремится к овеществлению
и олицетворению образов, что станетв дальнейшем очень характерным для
его стиля. В ранних стихах Есенина"вьюга с ревом бешеным стучит по
ставням", "ели, словно копья, уперлися внебо", "месяц в облачном
тумане водит с тучами игру", река "тихо дремлет",зарница "распоясала... в пенных
струях поясок", туманы "курятся". Конечно,самобытный талант Есенина в ту пору
брал только свой начальный разбег.Отнюдь не всегда в произведениях тех
лет ощутим самостоятельный творческийпочерк. Бросается в глаза пристрастие
молодого поэта к местным словам ивыражениям ("корогод", "роща
саламаткой", "не дознамо печени" и т. п.). Характер лирического героя в
ранних стихах Есенина только намечается.Общественные, эстетические,
нравственные убеждения поэта толькоскладываются. При всем том
реалистическая тенденция развития талантапоэта, демократическая направленность
его взглядов в клепиковский периодочевидны.