III. Образ поэта - "Кантата"
Содержание
7 ноября 1918 года... "К 11
часам Красная площадь запружена народом.Раздаются звуки "Интернационала",
и стройными рядами начинают прибыватьвойска. С Театральной площади
направляется колонна Всероссийского ЦИК...Колонна подходит к башне, где
мемориальная доска. Сюда же подходит иустраивается колоссальный хор и
оркестр "Пролеткульта"... По площадидвижется большая колонна членов
VI съезда Советов... Торжествоначинается... В. И. Ленин, поднятый на
руки окружающими, срезал ножницамипечать на задрапированной доске, и
покров падает к ногам. Глазамприсутствующих представляется
белокрылая фигура с веткой мира в руке инадписью: "Павшим в борьбе за мир
и братство народов". Площадь оглашаетсяскорбными звуками... склоняются
знамена. Вся площадь, вся толпа, как одинчеловек, обнажает головы".
Скупые строки газетной заметки из "Вечернихизвестий Московского Совета рабочих и
крестьянских депутатов" за 8 ноября1918 года воскрешают знаменательное
событие первых лет Октября, с которымнепосредственно связана история
одного стихотворения Есенина. Кторжественному открытию кремлевской
мемориальной доски вместе с поэтами М.Герасимовым и С. Клычковым он
написал "Кантату", посвященную памятипогибших борцов революции:
Спите, любимые братья. Снова родная земля Неколебимые рати Движет под стены Кремля.
Долгое время оставалось
неизвестным, как была написана "Кантата",почему авторами ее стали эти три поэта.
Я заинтересовался этим впервые в1957 году и вот при каких
обстоятельствах. В одном из архивов я обнаружилтогда автограф неизвестного
киносценария "Зовущие Зори", авторами которогооказались все те же три поэта и
поэтесса Надежда Павлович. Как мне удалосьустановить, написан сценарий был в
том же 1918 году. Я несколько развстречался с Надеждой Александровной
Павлович, а затем тогда же, в 1957году, побывал в мастерской у Сергея
Тимофеевича Коненкова. Он рассказалмне много интересного о "Кантате"
и своих встречах с Есениным. - Привел его ко мне в мастерскую
впервые поэт Сергей Клычков. Случилосьэто незадолго до революции. Позднее,
после семнадцатого года, Есенин сталбывать у меня в мастерской довольно
часто. Много раз он приезжал ко мневместе с Айседорой Дункан, иногда
вместе с Клычковым и другими поэтами. Разговор перешел к истории создания
мемориальной доски для Кремлевскойстены. - К первой годовщине Октябрьской
революции было решено установитьобелиск на Кремлевской стене в память о
героях революции, павших в боях засвободу. Московский Совет объявил
конкурс. По конкурсу прошел мой проект,и мне было поручено сделать
мемориальную доску-надгробие. Я приступил кработе. Времени было мало. В
мастерской в те годы у меня бывали Клычков иЕсенин. Как-то в разговоре с ними я
сказал, что хорошо бы написать стихидля торжественного открытия
мемориальной доски. Они живо и охотнооткликнулись на мое предложение. К
ним подключился и поэт МихаилГерасимов, с которым в то время
Есенин был близок. Композитор ИванНиколаевич Шведов написал на стихи
Есенина, Клычкова и Герасимова музыку.Так появилась "Кантата". На
торжественном митинге, посвященном открытиюмемориальной доски, который состоялся
в первую годовщину Октября, оркестри хор исполнили "Кантату".
На митинге выступал Владимир Ильич Ленин. Уменя сохранилась фотография, на
которой запечатлен момент выступленияЛенина. Среди слушающих речь Ленина
можно разглядеть и меня. Я интересуюсь, были ли на
митинге Есенин, Клычков и Герасимов.Воскрешая в памяти события тех
незабываемых дней, Сергей Тимофеевичговорит: - Скорее всего, были. Я помню, что
домой с митинга мы шли все вместе.Были с нами и Клычков и Есенин. - Какова же дальнейшая судьба
автора музыки, сохранились ли ноты"Кантаты"? - Иван Николаевич Шведов умер. А
ноты, - замечает Сергей Тимофеевич, -кажется, потом передали в Большой
театр. Заходит разговор о поэзии Есенина. - Есенин - большой поэт, глубоко
народный. Он хорошо знал жизнь России.Корнями своими его поэзия уходит в
глубины народного творчества. В этом онсхож с Кольцовым. Хотя, несомненно,
он крупнее и шире последнего. БедаЕсенина, да и не одного его, в том,
что не было у него, Кольцова и другихпоэтов, вышедших из крестьян, той
культуры, которая была у Пушкина,Тургенева, Толстого, Блока. Культуры
им не хватало, и это не их вина, авина эпохи. Все это, конечно, сказалось
и на поэзии Есенина. - Представление о Есенине как
народном самородке, который был почтинеобразован, в свете последних
материалов о жизни поэта нуждается всерьезных уточнениях, - замечаю я. - Возможно, возможно, - произносит
Сергей Тимофеевич и как-то незаметноначинает размышлять вслух о днях
нашей жизни, судьбах человечества,будущем народов мира... Прошу Сергея Тимофеевича
рассказать, как он создавал скульптурныйпортрет Есенина. - Толчок к этому дал Есенин.
Несколько раз он просил меня вылепить егопортрет. Я сделал вначале наброски
карандашом, когда он позировал. Этирисунки позднее я подарил Айседоре
Дункан, у меня, к сожалению, сохранилсятолько один из них. После этого я
приступил к работе над скульптурнымпортретом Есенина. Мне хотелось
запечатлеть поэта в тот момент, когда ончитает свои стихи. Во время чтения
Есенин обычно, вскинув над головойправую руку, как бы бросал ею в
окружающих изумруды своих поэтическихобразов. Именно таким я и попытался
его запечатлеть в своем скульптурномпортрете. Примерно в то же время мной
был сделан и скульптурный портретАйседоры Дункан. - Сергей Тимофеевич, вы не думаете
вернуться к вашей работе над образомЕсенина? Некоторое время скульптор молчит,
потом рассказывает: - Живя за границей, я однажды
вылепил фигуру Есенина из гипса.Фотографию этой фигуры я тогда послал в
Москву. Через некоторое время моидрузья написали мне, что фигура
Есенина всем им очень понравилась. Кнесчастью, во время моего переезда в
Москву эта гипсовая фигура разбилась. - Сохранилось ли у вас хотя бы ее
фото? - Оно было у моей сестры, -
замечает жена скульптора МаргаритаИвановна. Затем, обращаясь к Сергею
Тимофеевичу, она убежденно говорит: -Тебе обязательно надо вернуться к
работе над скульптурным портретомЕсенина. Идя к Сергею Тимофеевичу, я захватил
с собой фотографии Есенина. Скульптор с интересом рассматривает
их и отбирает наиболее характерные. Маргарита Ивановна вспоминает, как
однажды Есенин, будучи у них вгостях, в ответ на ее просьбу
мгновенно произнес экспромт, посвященныйСергею Тимофеевичу. - Было это в 1918 году, - добавляет
Сергей Тимофеевич. Заговорили об имажинистах. - Сбивали они Есенина с толку, и
роман Мариенгофа "Без вранья" -сплошное вранье. Вспоминаю суд над
имажинистами. Я был судебнымзаседателем, - говорит Сергей
Тимофеевич, - а Брюсов выступал главнымобвинителем. Имажинистов он
критиковал довольно резко, показав всю иххудожественную беспомощность и пустоту.
Из всех них он решительно выделялЕсенина. О нем Брюсов говорил как о
настоящем большом поэте. Во время разговора Сергей Тимофеевич
неоднократно возвращался к стихамЕсенина, вспоминая и цитируя их по
памяти. - Умел Есенин сказать образно и
выразительно, как бы взять за душу...Помните, как он о деде своем писал:
Молюсь осинам... Может, пригодится...
Образ у него всегда не надуманный,
а реальный. Он и о себе оченьискренне и верно говорил во многих
стихах... Есенин, как я уже говорил,часто бывал у меня в мастерской
вместе с Айседорой Дункан. Бывал и я вособняке Дункан на Пречистенском
бульваре. Дункан любила Есенина, правда,много было противоречивого и сложного
в их отношениях. Помню, однажды,когда я был у Дункан, она с волнением
заговорила о Есенине, о том, чтовременами ей бывает трудно, что ее
терпению пришел конец, что она большене любит Есенина и не хочет его
видеть... И вдруг в это время кто-то издомашних говорит Дункан, что по
улице мимо ее дома идет Есенин. Онамгновенно преобразилась, от ее гневных
мыслей не осталось и следа. "Зовитеего сюда, скажите, что я не сержусь на
него, что я люблю его по-прежнему",- с волнением говорила она. Дункан была
яркая, необычная фигура. Она многодала Есенину, но еще больше забрала у
него нравственных и душевных сил. Встречался я с Есениным и после его
возвращения из Европы. Осенью 1923года, в первые дни после приезда
из-за границы, он пришел ко мне вмастерскую на Красной Пресне. У нас в
доме был дворник дядя Гриша. Есенини спрашивает дядю Гришу, как он
находит его, Есенина, после заграничнойпоездки. На вопрос этот старик мудро
заметил: "Побурел..." Наша беседа длилась более двух
часов. Время приближалось к десяти часамвечера, Сергей Тимофеевич сказал: - Прошу меня извинить. Я должен еще
потрудиться. Тепло попрощавшись, он направился в
мастерскую.