III. Образ поэта - "Завтра призываюсь..."
Содержание
Впервые Сергей Есенин призывался в
армию у себя на родине, в Рязани,летом 1915 года. Тогда он получил
временную отсрочку. "От военной службыменя до осени освободили. По глазам
оставили. Сперва было совсем взяли", -сообщал он в письме из Константинова в
Петроград В. С. Чернявскому. Послеотсрочки Есенин призывался в
Петрограде. В воспоминаниях, написанных в1926 году, М. П. Мурашев рассказывает,
какое участие принял он в это времяв судьбе поэта. Значительно позднее в своем архиве
Михаил Павлович обнаружил автографписьма Есенина, в котором поэт писал:"Дорогой Миша. Заходил и не застал тебя. Завтра призываюсь.
Сергей".
- Было это 17 марта 1916 года. Я
хорошо помню. Это точная дата, -подчеркивал М. П. Мурашев. В
подтверждение своих слов он показал мнедругой автограф Есенина. Он был под
портретом поэта, который Есенинподарил, уходя в армию, М. П.
Мурашеву. - Перед уходом в армию, -вспоминает Михаил Павлович, -
Сергей принес мне на сохранение своирукописи, а черновые наброски на моих
бланках передал мне со словами:"Возьми эти наброски, они
творились за твоим столом, пусть у тебя иостаются..." После обеда, когда перешли в
кабинет, он прочел несколько новыхстихотворений и в заключение преподнес
мне свой портрет, написав на нем:
"Дорогой дружище Миша, Ты, как вихрь, а я, как замять: Сбереги под тихой крышей Обо мне любовь и память.
Сергей Есенин. 1916 г., 15 марта".
КОРЗИНКА С
РУКОПИСЯМИ Когда Есенин служил санитаром в
одном из царскосельских лазаретов, М.П. Мурашев бывал у него не один раз.
Радостно встречал его Есенин в своеймаленькой комнатке, где он жил вместе с
тремя солдатами-санитарами. Когда же он сам попадал в Петроград,
то старался заглянуть к Мурашеву иесли не заставал его, то оставлял
короткие письма или записки. Вот один изтаких есенинских автографов:"Дорогой Миша! Ау! Еду в Крым (с поездом). В мае
ворочусь. Живи, чтобы всем чертям былотошно, и поминай меня. Что-нибудь
для тебя покопаю там. Поезд сегодняуходит в 6 ч.
Сережа".
- В этом небольшом своем послании ко
мне, - рассказывал М. П. Мурашев,- Есенин сообщал о своей первой поездке
санитаром с полевым царскосельскимвоенно-санитарным поездом. Иногда Есенин обращался с
просьбами к М. П. Мурашеву через своихтоварищей-солдат. В сентябре 1916 года
он прислал Михаилу Мурашеву письмо,просил забрать у Клюева его корзинку с
личными вещами и рукописями."Друг Мишель, выручи,
пожалуйста, из беды. В Петроград меня ни за что,по-видимому, не пустят, а корзинку
мне так хочется к тебе пристроить,прямо-таки слов нет. Поезжай или сходи
к Клюевым и скажи, что так, мол, итак, его не пускают и не пустят,
поэтому она ему нужна (сиречь корзинката). Ключ я оставил или в замке, или у
них на окне. Свободен будешь, заедьна минутку, уж мы давно, кажись, не
виделись и не мешало бы поговорить, апоговорить есть кой о чем...
Кланяется твоим портретам, которые я таклюблю, граммофону и музыкальным
моментам
Друг твой
Мандолина и если хочешь, пожалуй, он и Сергей
Есенин". - В кабинете у меня были портреты
Блока, Куприна с их автографами идругие. Им-то и кланялся Есенин, -
заметил М. П. Мурашев. - А граммофон? - поинтересовался я. - Я был не очень большой поклонник
граммофона, но Есенин говорил, чтоиногда на концерт не попадешь, а
музыку послушать хочется. Тогда по егопредложению мы пошли и купили
граммофон и пластинки. Есенин очень любилслушать "Музыкальный момент"
Шуберта.
"ЭТО
МЫ С ТОБОЙ" В те памятные дни 1956 года я
стал часто бывать у Михаила ПавловичаМурашева. Он передал мне фотокопии
рукописей Есенина, подарил фотографии,на одной он снят вместе с поэтом.
Каждый раз я узнавал от него что-либоновое, все больше убеждаясь, какой
это был большой и настоящий другЕсенина. В одну из наших последних встреч,
когда Михаил Павлович был уже тяжелоболен, он показал мне рисунок - у
обрыва две березки: одна побольше,другая поменьше; стоят они тихо, о
чем-то задумавшись. Вверху крупно: "Этомы с тобой", а ниже: "С. Е". За несколько дней до отъезда в
Ленинград в декабре 1925 года СергейЕсенин зашел к Мурашеву. Был он чем-то
удручен. Чтобы как-то отвлечь егоот невеселых дум, последний достал из
шкафа свои старые альбомы и книги савтографами. - Я знал, - вспоминает Михаил
Павлович, - Есенин любил рассматриватьмои альбомы, при этом он всегда
оживленно вспоминал свой приезд в Питер,Блока, наши встречи. В этот раз,
перелистывая знакомые страницы, онподолгу молчал. Я, не желая ему
мешать, по старой своей привычке, сталрисовать большим пером и чернилами.
Сам не знаю, почему-то нарисовал яобрыв, две березки. Когда Есенин
увидел этот рисунок, он взял карандаш инаписал: "Это мы с тобой".
Немного помолчал после этого и неожиданнопопросил проводить его. Так они расстались. Это была их
последняя встреча.