...Волнуясь сердцем и стихом - Глава4.
Содержание
В один из дней 1925 года с Есениным встретился Качалов. "Меня  поразила
  его молодость, - рассказывал друг поэта. - Когда он молча и, мне показалось,
  застенчиво подал мне руку, он  выглядел  почти  мальчиком,  ну,  юношей  лет
  двадцати". Есенин  начал  читать  стихи.  Качалов  видел  "прекрасное  лицо:
  спокойное  (без  гримас,  без  напряжения,  без  аффектации,   без   мертвой
  монотонности поэтов), спокойное лицо, но в то же время живое, отражающее все
  чувства, которые льются из стихов...".
  О том же  годе  вспоминает  писатель  Никитин:  "Встреча,  как  всегда,
  началась стихами. Я не узнавал темного,  мутного  лица  Сережи,  разрывались
  слова, падала и уносилась в сторону мысль, и  по  темному  лицу  бродила  не
белокурая, а подбитая улыбка".
Так пей же, грудь моя,
  Весну!
  Волнуйся новыми
Стихами! -
вырывается у поэта, когда он чувствует прилив новых сил, когда он - "товарищ
  бодрым и веселым".
  И безысходная тоска сжимает  его  сердце  в  минуты  душевного  упадка,
  подавленного настроения:
В ушах могильный
  Стук лопат
  С рыданьем дальних
  Колоколен.
Но и в такие моменты ему  чужда  и  надрывная  слезливость,  и  мировая
  скорбь. "Что случилось?  Что  со  мною  сталось?"  -  спрашивает  себя  поэт
  бесхитростно и откровенно.
  И с той же обезоруживающей прямотой, лишенной митинговой крикливости  и
  наигранного пафоса, он восклицает: "...Так  хочется  и  мне,  задрав  штаны,
  бежать за комсомолом".
  Новое властно влекло к себе, звало "постигнуть в каждом  миге  Коммуной
  вздыбленную Русь". И поэт откликался на этот зов стихами о Ленине, "Песней о
  великом  походе",   "Анной   Снегиной",   "Балладой   о   двадцати   шести",
  "Стансами"...
  От чистого сердца он говорил:
Равнодушен я стал к лачугам,
  И очажный огонь мне не мил,
  Даже яблонь весеннюю вьюгу
  Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное...
  И в чахоточном свете луны
  Через каменное и стальное
  Вижу мощь я родной стороны.
Можно было думать, что жизненные позиции  поэта  определились.  Желание
  "быть  певцом  и  гражданином...  в   великих   штатах   СССР"   становилось
  реальностью.
  Но  в  действительности  все  обстояло  сложнее.  Старые  привязанности
  оказались более сильными, чем представлялось. От сегодняшнего и  завтрашнего
  взор поэта обращался ко вчерашнему:
И теперь, когда вот новым светом
  И моей коснулась жизнь судьбы,
  Все равно остался я поэтом
  Золотой бревенчатой избы.
И  снова,  как  бывало  прежде,  в  его   душе   борются   разноречивые
  переживания. Искреннее стремление вчувствоваться  в  новое  не  в  состоянии
  одолеть давнишних пристрастий. Рождаются  сомнения,  неуверенность  в  своих
  силах, подчас приводящие к горькому итогу:
Я человек не новый!
  Что скрывать?
  Остался в прошлом я одной ногою,
  Стремясь догнать стальную рать,
  Скольжу и падаю другою.
Все неотступнее ощущение одиночества.
  В родном краю поэт, как ему кажется,  никому  не  знаком,  а  "те,  что
  помнили, давно забыли". А жизнь идет  своим  чередом:  сельчане  "обсуживают
  жись", хромой красноармеец  "рассказывает  важно  о  Буденном",  комсомольцы
  "поют агитки Бедного Демьяна"...
  Болью и обидой наполняется сердце поэта:
  Вот так страна!
Какого ж я рожна
  Орал в стихах, что я с народом дружен?
  Моя поэзия здесь больше не нужна,
  Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Но обижаться не на кого:  пришло  новое  поколение  и  зазвучали  новые
  песни. Один из персонажей "Пугачева" - Бурков - восклицал:
...плевать мне на всю вселенную,
  Если завтра здесь не будет меня!
Поэт сознает: неизбежен путь в "страну, где  тишь  и  благодать".  Круг
  драматических переживаний как будто замыкается: впереди  -  смерть,  тление,
  небытие. Так что же -  "плевать...  на  всю  вселенную"?  Нет,  перед  лицом
  неотвратимого чувство и мысль поэта идут по иному руслу:
Вот почему так тянусь я к людям,
  Вот почему так люблю людей.
Пусть ему выпала трудная доля,  он  желает  живущим  добра  и  радости:
  "Каждый труд благослови, удача!.."
  Оставшись наедине с самим собой, он видит, как
...луна, напрягая все силы,
  Хочет так, чтобы каждый дрожал
  От щемящего слова "милый".
"Чтобы каждый..."!
  "Тянусь  к  людям",  "люблю  людей"  -  слова,  которые  могут  служить
  эпиграфом к лирике Есенина. В них заключено, быть  может,  то  главное,  что
  делает его поэзию близкой и дорогой народу.
  "Сутемень колдовная счастье мне пророчит" - это было сказано совсем еще
  юным поэтом.
  "Где мое счастье? Где моя радость?" - в тоске спрашивал  он,  прошедший
  по дорогам жизни и сделавший "много ошибок".
  Но как бы ни был трагичен его путь, счастье и радость не обошли  поэта.
  Он, чью судьбу "вихрь нарядил... в золототканое  цветенье",  познал  счастье
  дышать и жить на родной земле, счастье любви ко "всему живому".
  И когда, устав от  борьбы  с  самим  собой,  не  сумев  разорвать  круг
  разноречивых чувств, он  прощался  с  близким  другом,  его  слова  не  были
  брюзжанием разочаровавшегося в жизни человека:
В этой жизни умирать не ново,
  Но и жить, конечно, не новей.
Не вообще жить не новей, а не новей жить так, как жил  он,  страдая  от
  бессилия сбросить груз прошлого и твердо стать на новый путь.  Но  для  тех,
  чья душа не испытала мучительного разлада, жизнь  нова  и  прекрасна.  И  он
  напутствует строителей "стальной" России:
Цветите, юные! И здоровейте телом!
  У вас иная жизнь, у вас другой напев.
Поэт  благословляет  новую  жизнь,  новую  юность,  судьбу  тех,   кому
  принадлежит будущее. И в этом - исторический оптимизм есенинской поэзии.
  Общий тон его стихов нельзя назвать радостным.
  -  А  вы  думаете,  что  единственное  жизнеутверждающее  чувство  есть
  радость? - говорил Максим Горький Владимиру Луговскому. -  Жизнеутверждающих
  чувств много: горе и преодоление горя, страдание  и  преодоление  страдания,
  преодоление трагедии, преодоление смерти.
  "Страдание и преодоление страдания" -  движение  не  этого  ли  чувства
  воплощено в стихах Есенина?