"Как прекрасна земля и на ней человек..." - Глава2.
Содержание
"Анна Онегина" была начата в ноябре 1924 года. "Вещь, я над которой
работаю, мне нравится самому", - сообщает поэт в одном из писем того
времени.
В Батуме, куда Есенин приехал в начале декабря 1924 года, труд
продолжается: "Работается и пишется мне дьявольски хорошо...", "Я чувствую
себя просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо
построчного успеха. Я понял, что такое поэзия".
Листая черновой автограф, видишь, как придирчив был он к каждой строфе,
каждой строке поэмы. Поиск наиболее выразительного эпитета. Замена одного
сравнения другим, точным и весомым. Отказ от целых кусков, нарушающих
стройность повествования. И все - во имя полного и ясного воплощения
поэтического замысла.
А замысел был значительным и емким:
...созрел во мне поэт
С большой эпическою темой.
Это должна быть поэма-воспоминание. "Я нежно болен вспоминаньем
детства". Нет, не детства - юности. Они живы в памяти - те "суровые, грозные
годы". Деревня накануне революции - растревоженная, бурлящая... Горящие
взгляды мужиков: "Настает наше времячко!" И тут же - голубая дорожка, запах
жасмина, белая накидка, мелькнувшая за палисадником. "...Припомнил я девушку
в белом..." Это уже было в стихотворении. В новой вещи лирика должна
раствориться в эпосе и эпос - в лирике. Природа и любовь, люди и революция -
все завязать в единый поэтический узел. Так, как в жизни, - один сплав, не
разъединить. Сюжет не надо придумывать - он складывается сам собой.
Поэт едет в деревню, в родные места. Ему надоело воевать, он оставил
окопы и теперь хочет отдохнуть. В селах - брожение: произошла Февральская
революция, а земля остается у господ. Встреча с молодой помещицей, в которую
поэт прежде был влюблен. Весть об Октябрьской революции, разгром помещичьей
усадьбы. Через несколько лет поэт снова в родных местах. Письмо из Лондона -
от нее, некогда дорогой "девушки в белой накидке...": "Далекие милые
были..."
Поэма была закончена в январе 1925 года в Батуме, весной того же года
появилась в печати.
Есенин считал, что вещь ему удалась, он охотно читал ее своим друзьям,
с нетерпением ждал отзывов прессы. Нетрудно представить его состояние, когда
в газетах начали появляться отрицательные отклики.
"Говорить ли о социальной значимости "Анны Снегиной", - писал,
например, рецензент выходившей в Ленинграде "Красной газеты". - Содержание
ее - нудная история о любви невпопад двух, так сказать, романтических
существ. Глубина психологических переживаний измеряется писарским масштабом.
Да и кто всерьез станет ждать от Есенина создания крупных общественно
значимых типов".
Весьма холодно принял поэму Максим Горький. "Есенин в 4-й книге "так
себе", - заметил он в письме редактору "Красной нови" А. Воронскому,
пославшему в Сорренто номер журнала с "Анной Снегиной".
Иные оценки, сохранившие свое значение до наших дней, были даны
произведению на страницах некоторых периферийных изданий. "Великолепно
владея формой, Есенин и сюжетно интересен в "Снегиной", - писала газета
"Советская Татария". "...В "Анне Снегиной" Есенин приближается к проблеме
широких социально-психологических обобщений, с одной стороны, а с другой - к
проблеме поэмы-романа. Это уже говорит о новом моменте в творчестве поэта, а
именно: о наступлении поэтической зрелости", - читаем в газете "Советская
Сибирь".
На память приходят строки:
Пора приняться мне
За дело.
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
Они были сказаны Есениным во время доработки поэмы, свидетельствующей о
зрелости его самобытного таланта.