"Там за степью гул..." - Глава3.
Содержание
В стародавние годы певец, приступая к повествованию, старался сразу же
указать место, где происходило событие:
В стольном Новегороде,
Было в улице во Юрьевской...
В слободе было Терентьевской...
Во стольном было городе во Киеве...
Наш сказитель верен древнему обычаю. Согласно традиции, он в самом
начале первого сказа называет город, а заодно и время действия:
Ой, во городе
Да во Ипатьеве
При Петре было
При императоре.
И далее - без задержек - переход к рассказу о самом событии:
Говорил слова
Непутевый дьяк:
"Уж и как у нас, ребята,
Стал быть, царь дурак.
Царь дурак-батрак "
Сопли жмет в кулак,
Строит Питер-град
На немецкий лад".
Хорошо, по-старинному говорит он, этот "непутевый дьяк!". Насколько же
глубоко надо чувствовать строй народного языка, дух старой песни, чтобы
воссоздать их во всем своеобразии, во всей живой красоте! В самом деле.
Разве слова дьяка не сродни начальным строкам народной песни, записанной в
первой половине XVIII века: "Как у нас в сельце Поливанцове да боярин - от
дурак решетом пиво цедил"? А выражение - "на немецкий лад"! Разве не
ощущается в нем время, дыхание простонародной речи? Ведь и гусляры из
лермонтовской "Песни... про купца Калашникова" говорят, что "сложили ее на
старинный лад".
Велика хула, возводимая дьяком на Петра. Смутьянщику не по сердцу, что
царь "принялся... Русь онемечивать, бреет он князьям брады, усие", что
"непослушных он бьет дубиною". Как тут не тужить, как не плакаться!
Заметим, дьяк у Есенина ни словом не обмолвился о народе, "сгибшем" при
строительстве города. Об этом в смятении страшном будет говорить сам царь,
но "бунтарь" молчит. Почему же? Да потому, что это дьяк. А для него самым
кощунственным из царевых новшеств кажется введение иноземного платья,
брадобрития, курения табака. Кому, как не церковному служителю, встать на
защиту родной веры и родных обычаев! И кому, как не стрельцу, государеву
человеку, пресечь крамолу!
И вот уже дьяк-бунтарь пойман. Нет, не пойман, в "Песне..." сказано
по-другому:
Услыхал те слова
Молодой стрелец.
Хвать смутьянщика
За тугой косец...
"Хвать" - тут и быстрота, и энергичность, и точность движения. Так и
видишь руку сильную, привыкшую к подобному действу...
"Тугой косец" - деталь, по которой представляешь весь облик "непутевого
дьяка", этакого низкорослого, тщедушного человечка...
В речи молодого стрельца, как и в его хватке, - твердость, уверенность:
"Ты иди, ползи, Не кочурься, брат. Я свезу тебя Прямо в Питер-град".
"Иди, ползи, не кочурься..." В нескольких словах - целая картина...