"Прояснилась омуть в сердце мглистом..." - Глава3.
Содержание
Основа "Черного человека" имеет в русской литературе свою традицию.
Обратимся, например, к пушкинскому "Воспоминанию":
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Или к признаниям одного из интереснейших поэтов пушкинского созвездия.
Насколько мне известно, они в связи с есенинским "Черным человеком" не
вспоминались.
"Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком, к_а_к_и_х
м_н_о_г_о! - сообщает этот литератор. - Вот некоторые черты его характера и
жизни. Ему около тридцати лет. Он то здоров, очень здоров, то болен, при
смерти болен. Сегодня беспечен, ветрен, как дитя; посмотришь завтра -
ударился в мысли, в религию и стал мрачнее инока... В нем два человека: один
- добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до излишества, щедр,
трезв, мил; другой человек... - злой, коварный, завистливый, жадный...
мрачный, угрюмый... недовольный, мстительный, лукавый, сластолюбивый до
излишества, непостоянный в любви и честолюбивый во всех родах честолюбия.
Этот человек, то есть черный, - прямой урод. Оба человека живут в одном
теле... Дурной человек все портит и всему мешает: он надменнее сатаны, а
белый не уступает в доброте ангелу-хранителю. Каким странным образом здесь
два составляют одно, зло так тесно связано с добром и отличено столь резкими
чертами? Откуда этот человек, или эти человеки, белый и черный, составляющие
нашего незнакомца?.. У белого совесть чувствительна, у другого - медный
лоб... Заключим: эти два человека или сей один человек живет теперь в
деревне и пишет свой портрет пером по бумаге... Это я!"
Константин Николаевич Батюшков, замечательный русский поэт, современник
Пушкина... Приведенные строки он написал в 1817 году, в самом расцвете
своего таланта...
Заметим, в образе черного человека у Батюшкова дан отрицательный
портрет автора... Соотнесенное с есенинской поэмой это лишний раз
подчеркивает и ее сложность, многомерность. "Биографы Есенина еще долго
будут разгадывать истинную природу таинственного незнакомца", - пишет В. Г.
Базанов. И в этом он прав.
Но и без трудов биографов и критиков поэта эстетическое воздействие
есенинской поэмы огромно. Каждый раз при чтении этой веши мы вновь и вновь
прикасаемся к больному и тревожному сердцу поэта, чувствуем, как ему тяжко и
горько, как ему ненавистно все ложное, нечестное, мерзкое, черное...