В. В. Маяковский - 
  Из статьи "Как делать стихи?"
СОДЕРЖАНИЕ
Есенина я знал давно - лет десять, двенадцать. 
  В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы. 
  Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи: 
 - Это что же, для рекламы? 
  Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. 
  Что-то вроде: 
 - Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной... 
  Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. 
  Но малый он был как будто смешной и милый. 
  Уходя, я сказал ему на всякий случай: 
 - Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите! 
  Есенин возражал с убежденной горячностью. Его увлек в сторону Клюев, как мамаша, которая увлекает развращаемую дочку, когда боится, что у самой дочки не хватит сил и желания противиться. 
  Есенин мелькал. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врожденной неделикатностью заорал: 
 - Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук! 
  Есенин озлился и пошел задираться. 
  Потом стали мне попадаться есенинские строки и стихи, которые не могли не нравиться, вроде: 
  Милый, милый, смешной дуралей... 1 и т. д. 
  Небо - колокол, месяц - язык... 2 и др. 
  Есенин выбирался из идеализированной деревенщины, но выбирался, конечно, с провалами, и рядом с 
  Мать моя родина, 
  Я большевик... 3 
  появлялась апология "коровы". Вместо "памятника Марксу" требовался коровий памятник 4. Не молоконосной корове а-ля Сосновский, а корове-символу, корове, упершейся рогами в паровоз. 
  Мы ругались с Есениным часто, кроя его, главным образом, за разросшийся вокруг него имажинизм. 
  Потом Есенин уехал в Америку и еще куда-то и вернулся с ясной тягой к новому. 
  К сожалению, в этот период с ним чаще приходилось встречаться в милицейской хронике, чем в поэзии. Он быстро и верно выбивался из списка здоровых (я говорю о минимуме, который от поэта требуется) работников поэзии. 
  В эту пору я встречался с Есениным несколько раз, встречи были элегические, без малейших раздоров. 
  Я с удовольствием смотрел на эволюцию Есенина: от имажинизма к ВАППу. Есенин с любопытством говорил о чужих стихах. Была одна новая черта у самовлюбленнейшего Есенина: он с некоторой завистью относился ко всем поэтам, которые органически спаялись с революцией, с классом и видели перед собой большой и оптимистический путь. 
  В этом, по-моему, корень поэтической нервозности Есенина и его недовольства собой, распираемого вином и черствыми и неумелыми отношениями окружающих. 
  В последнее время у Есенина появилась даже какая-то явная симпатия к нам (лефовцам): он шел к Асееву, звонил по телефону мне, иногда просто старался попадаться. 
  Он обрюзг немного и обвис, но все еще был по-есенински элегантен. 
  Последняя встреча с ним произвела на меня тяжелое и большое впечатление. Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь. От него и двух его темных (для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина. С трудом увильнул от немедленного требования пить, подкрепляемого помахиванием густыми червонцами. Я весь день возвращался к его тяжелому виду и вечером, разумеется, долго говорил (к сожалению, у всех и всегда такое дело этим ограничивается) с товарищами, что надо как-то за Есенина взяться. Те и я ругали "среду" и разошлись с убеждением, что за Есениным смотрят его друзья - есенинцы. 
  Оказалось не так. Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным. Я узнал об этом ночью, огорчение, должно быть, так бы и осталось огорчением, должно быть, и подрассеялось бы к утру, но утром газеты принесли предсмертные строки: 
  В этой жизни умирать не ново, 
  Но и жить, конечно, не новей  . 
  После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом. 
  <1926>